Open-source обучение

Open-source обучение
В предыдущем посте была затронута тема открытых образовательных ресурсов, волна создания которых захлестнула Сеть в 2000-х гг. Обзор довольно широкого набора таких проектов можно найти в статье «Электронное образование». Большая часть этих, и подобных им, ресурсов работают как хранилища образовательного контента, который по-разному лицензируется и, соответвенно, обладает различными уровнями свободного доступа. В целом же, это лишь одно из направлений, по которому идёт экспоненциальное «накопление» критической массы информации в Интернете.

По мнению ряда экспертов, это должно сказаться не только на выравнивании возможностей для получения образования, но и на самой сути процесса обучения. Так, например, профессор Университета штата Канзас Майк Уэш (видео здесь) говорит о радикальных сдвигах в практике обучения. «Чем больше мы понимаем, что цифровая информация повсюду, что все мы постоянно связаны, тем очевиднее становится то, что никто из нас больше не годится на роль мудреца за кафедрой. Никто не может быть «умнее всех». Мы все одновременно учителя и ученики. Мы большое сообщество учителей и учеников, где каждый учится у другого и учит другого».

Пока это лишь намётки определённой перспективы, которая, однако, постепенно приобретает очертание реальных Интернет-проектов, работающих в логике принципов открытости, которые мы называли в прошлый раз. Как бы убедительно не звучали заявления сторонников, первое поколение технологий eLearning лишь отчасти изменило организацию учебного процесса. В целом асинхронность, интерактивность и виртуальность отдельных из них не затронули его основы: линейная организация обучения с использованием различных сочетаний теории и практики, методически подкрепляемой заданиями на освоение, закрепление и контроль. Ни о каком смещении акцентов, а уж тем более о смене парадигм говорить не приходилось. В последнее десятилетие наметился кардинальный сдвиг в подходах к on-line обучению. Не последнюю роль в этом сыграло движение за открытое программное обеспечение (open-source software).

В рамках такого подхода предполагает не просто публикацию образовательных материалов, а доработку их совместными усилиями. По сути, это ни что иное, как перенос модели организации совместной работы из сферы разработки программного обеспечения на on-line обучение. В проектах, делающих упор на эту модель, любой пользователь может вносить свой вклад в хранилище (добавляя, удаляя и модифицируя его элементы) и имеет возможность выбора учебных программ на основе индивидуальных интересов.

Полагаю, что эта модель может считаться отправной точкой (или в терминологии open-source –«исходником») для появления в Сети отдельной разновидности специализированных сервисов, направленных на поддержку совместного обучения. Одним из первых таких сервисов был проект Connexions, инициированный в 2000 г. на базе Университета Райса (Rice University). По задумке автора проекта Ричарда Баранюка (Richard Baraniuk), Connexions должен стать репозитарием свободных «кусочков знаний» (модулей), из которых можно собирать готовые курсы.

Не буду подробно останавливаться на рассказе об этом проекте, а лишь отмечу два момента. Во-первых, по признанию самого Р. Баранюка, база данных Connexions пополняется не очень быстро. Так, по состоянию на сегодняшний момент, в нём представлено всего лишь 11 модулей от 5 русскоязычных авторов. Не совсем показательно, но всё же. Кроме прочего, среди причин такого положения, наверное, можно назвать «нераскрученность» самого проекта. К примеру, в Рунете, ссылок с описанием проекта, прямо скажем, не густо. Ниже я привожу список наиболее качественных из них, специально для тех, кому эта тема интересна. 

Итак, мы имеем видео с выступлением Ричарда Баранюка на конференции TED.Talks и полный текст этого выступления на русском языке, новость о сотрудничестве прогрессивного Вьетнама с проектом «Connexions», а также две небольших заметки в он-лайн журналах «Компьютерра» и «ВебПланета». Вот собственно и всё. С этим я тоже буду пытаться разобраться, о чём и сообщу в одном из постов.

Комментариев нет:

Отправка комментария