Совместное сетевое обучение, или «на фига козе баян»?

Сетевое обучение
Если бы я был на месте своих читателей, я бы задал себе один вполне справедливый вопрос. В нескольких вариантах, сводящихся к одной, вынесенной в заголовок. Как все эти понты с Интернет-сервисами влияют на мои возможности, как для человека желающего узнать что-то новое и чему-то полезному научиться? Какая польза может быть от того, что на бескрайних просторах Сети я смогу поместить некую информацию по интересующей меня теме? Чему меня это научит? Какой мне прок, что они дают возможность множеству пользователей создавать свой контент, превращая Сеть в ещё большую помойку, чем она есть сейчас? И т.д. и т.п.

На каждую часть вопроса нет однозначно положительного ответа. Всё это может стать полезным лишь при определённом подходе, который называется совместным обучением, или обучением в сотрудничестве (collaborative learning). Термин этот, наверняка, известен тем, кто знаком с теорией обучения, психологией развития или другими смежными дисциплинами. В них он используется для общего обозначения различных подходов в образовании, которые предусматривают совместные интеллектуальные усилия учащихся и учителей. 

За время своего существования это парадигма обросла множеством концептуальных и методических изысков, проникнув из школьного образования, в сферы профессионального и корпоративного. Принципиальным остаётся один момент: реализация такого подхода предполагает, в отличие от индивидуального обучения, что люди, участвующие в совместном обучении предоставляют друг другу свои ресурсы и навыки (делятся информацией, знаниями и опытом, участвуют в совместном обсуждении общих проблем и частных рабочих вопросов, дают обратную связь, оценивая идеи и результаты каждого, осуществляют взаимный мониторинг работы и т.д.).
 

Обучение в рамках этого подхода происходит в группах. Думаю, каждый из нас, наткнувшись на проблему в работе или почувствовав пробел в знаниях, не отказался бы оказаться в группе экспертов, сведущих в этом вопросе. Такую ситуацию сложно представить себе, даже попав на самый лучший и самый дорогой тренинг, где в роли обучающего выступит всего лишь один эксперт на группу 10-20 человек. И будет большой удачей, если он окажется действительно профессионалом. Но даже в этом случае у вас будет возможность получить экспертную оценку с позиции опыта и знаний лишь одного профессионала.

Интернет-технологии, ориентированные на сотрудничество, позволяют преодолеть это ограничивающее «исключения». Всё, что для этого нужно, озаботится созданием персональной базы знаний, которая будет включать два вида информации. Первый из них, «know-how» + «know-what» - знание о том, что и как устроено и работает, а также что и как нужно делать). И второй – «know-where» (знание, где найти знания, когда это необходимо, с кем можно обсудить интересующие вопросы). Иными словами, в условиях нехватки качественной, полезной и актуальной информации (впрочем, как и в условиях избытка оной) с помощью Интернет-сервисов можно выстроить для себя «социальную сеть», которая бы в нужный момент предоставляла доступ к нужным ресурсам (информация, знания-опыт, контакты с другими людьми).

 

На Западе такой подход давно известен. В конце 1980-х годов пионер этого направления в корпоративном обучении Чарльз А. Финдли назвал его совместное сетевое обучение (collaborative networked learning, CNL). Создавая и развивая свои персональные сети обучения (learning networks) и внося в них свой вклад, пользователи сети способствуют своему профессиональному развитию и знаниям. С появлением социального программного обеспечения появились и специальные приложения – личные учебные пространства (personal learning environments), позволяющие управлять своим обучением и общаться с другими людьми в процессе обучения. Эти программные продукты развивались как альтернатива системам управления обучения (learning management systems, LMS), которые были ориентированы на задачи обучения посредством линейных учебных курсов. Один из ближайших постов будет посвящён обзору таких программных продуктов и рассмотрению тех принципов, на которых они базируются.

Комментариев нет:

Отправка комментария