Я опять, наверное, нарушу установленные
правила, и не стану отвечать на вопросы, каждый из которых, требует отдельного
разговора и заслуживает отдельного поста. Теперь работаю в
ретроспективно-актуальной логике, пытаясь соотнести то, что является темой второго
дня нашего мини-курса с тем, что важного (на мой взгляд) и обсуждалось в первый
день.
@ceow13 В2. Открытость не означает бесплатности. Открытость
это приглашение к СОтрудничеству #ceow13
@ceow13 В2 Открыто
- возможность доработать под себя, индивидуально; бесплатно - унифицировано
плюс экономно. Не равно...#ceow13
Соглашусь с
Константином Бугайчуком, что тезисы
Говарда Рейнгольда (текст доклада) далеки в его выступлении от очевидности.
Но это всего лишь публичное выступление, введение в тему. Тем, кого
заинтересовали его мысли, могу посоветовать прочесть вторую главу («Технологии
сотрудничества») из его книги «Умные толпы», где тема даётся в развороте.
Ключевой мыслью выступления была, пожалуй, эта:
Очень коротко,
давайте взглянем на некоторые корпорации. IBM, как вы знаете, Хьюлетт-Паккард,
Sun, — некоторые из которых являются самыми свирепыми конкурентами в IT-мире,
открывают свое ПО, предоставляют общий доступ к описаниями своих патентов. Эли
Лилли, опять же, в своем жёстко конкурентном фармацевтическом мире создаёт
рынок для решений проблем фармацевтики. Тойота, вместо того, чтобы относиться к
своим поставщикам по законам рынка, работает с ними как единая сеть и обучает
их работать лучше, невзирая на то, что этим самым помогает поставщикам
производить лучше и для своих конкурентов. Отметьте, ни одна из этих компаний
ни делает этого из альтруизма. Они делают это, потому что понимают, что подобное
соучастие в их же собственных интересах.
Реализация принципа открытости, не означает
просто предоставления (бесплатного) общего доступа к научно-технической информации,
о чём вчера почти в один голос говорили участники CEOW13, отвечая на вопрос
организатора («Бесплатный доступ = открытый доступ? (например, к
образовательным ресурсам) ...или открытое > бесплатное?»). Особенно близи
мне такие трактовки:
В2.
Бесплатное часто не дает возможности изменить продукт, он уже готов, нет
возможности творить совместно. Открытое > бесплатного #ceow13
Открытость, на мой взгляд, термин, характеризующий
некую предрасположенность (потенциал) «ресурса» («объекта») к изменению или развитию.
В этом отношении можно вспомнить «открытую архитектуру» ЭВМ. В
противоположность «закрытой» архитектуре Macintosh, содержащей фиксированный
набор компонентов и предполагающей «централизованное» изменение параметров
системы (пользователь должен обращаться в сервисный центр), принцип «самонастраивающейся»
системы предполагал возможность изменение состава подключенных программных компонентов
и настройку в соответствии с этим конфигурации системы (в том числе сами
пользователем).
Сходный принцип был заложен и в работу сети Интернет,
который построен на «сквозном» принципе (end to end functions). «Айтишники»
куда лучше смогут расписать суть этого принципа. Рейнгольд характеризует её
так: «Задача сети состоит в максимально эффективной и гибкой передаче
датаграмм. Остальная работа возлагается на периферию». Иными словами, есть ядро,
в которое «заложены» базовые функции (в
том числе перенастройки системы в соответствии с изменениями конфигурации), а остальная
функциональность должна быть реализована в периферийных («оконечных»)
устройствах. «Архитекторы Интернета
пришли к «сквозному» принципу, позволяющему самим изобретателям, а не
контролерам Сети решать, что им строить, исходя из возможностей Интернета. При
создании в физической лаборатории Женевы ПО для сети Всемирной паутины Тиму
Бернерсу Ли не требовалось разрешения на изменение работы Интернета, так как
Интернет претерпевает изменения в подключаемых компьютерах («периферии»), а не
в центральной Сети».
Потенциал «открытости» именно в том, что она
ориентирована на совершенствование. Как пишет в своей книге «Будущее Интернета и
как его остановить» Джонатан Зиттрейн (Jonathan Zittrain, The Future of the Internet – And How to Stop It, http://futureoftheinternet.org/), «Революция
ПК началась с персональных компьютеров, которые притягивали инновацию со стороны. То же самое можно сказать и об Интернете.
Обе системы являлись генерирующими: они принимали любое нововведение, которое
следовало базовому набору правил…».
А теперь давайте подумаем о том, какими «системами»
являются наши традиционные учебные курсы. Даже будучи напичканными новейшими
ИТ-технологиями они, как мне представляется, остаются «закрытыми». Может быть
такой тезис выглядит огульной критикой, но мы создаём «гомогенизированное» (унифицированное)
содержание и механизмы его освоения учащимися) под познавательную потребность
совершенно неодинаковых людей, их участников. Людей с разным опытом, разными интересами
и различными задачами… А может быть лучше попытаться после прослушивания мини-лекции
на тему открытости дать возможность участникам подумать над волнующими их вопросами:
кому-то о интеллектуальной собственности и авторском праве, а кому-то об
инновациях и роли в этом учащихся…
RВладимир как всегда - шикарно!Твой тезис Открытость, на мой взгляд, термин, характеризующий некую предрасположенность (потенциал) «ресурса» («объекта») к изменению или развитию. Это также подтверждает мои предположения на основе определения ООР - мало того, что они бесплатны, это еще возможность их изменять адаптировать и получать на их основе новый продукт
ОтветитьУдалитьСогласен
ОтветитьУдалитьСпасибо за комментарий, Владимир! Еще раз вдумалась, благодаря Вашему посту, в проблему понимания/непонимания руководителями отечественных компаний основной мысли Г.Рейнгольда о том, что "открытость" и "соучастие" необходимы не из альтруизма, а из необходимости
ОтветитьУдалить