Coursera и другие: формальное обучение как двигатель взаимного p2p обучения

Этот пост о тех изменениях, которые происходят благодаря инициативам в области открытых образовательных ресурсах. Пост своеобразен, максимум ссылок, минимум рефлексивности. Это, конечно же, далеко не всё. Возможно, эту информации сочтут для себя полезной те, кто хотел и принял (или хотел, но не сумел) принять участие в вебинаре Константина Бугайчука про хМООС (ссылка на презентацию). Во всяком случае, меня вдохновил именно этот вебинар. Безусловно, Coursera (общее описание стартапа в Википедии) - это будущее он-лайн образования, как бы в дальнейшем не трансформировалась идея под прессингом необходимости изменения бизнес-модели (хотя, если проект не потеряет динамику, полагаю, «длинного хвоста» из поступлений от аккредитации и сертификации, а также заработанного реноме лидеров движения, хватит вполне).

К проектам, подобным этому, можно относиться по-разному. Как к гуманитарной инициативе, делающей образование  доступным для тех, кто раньше не имел возможности его получить, на что делает упор Дафна Коллер в своём выступлении на TED (на сайте конференции). Или как на выход на рынок глобального открытого и массового образования второго крупного проекта, обещающего стать достойным конкурентом Массачусетскому технологическому с его открытыми курсами (небольшой обзор этих проектов от Ивана Травкина). Этот факт, а также то, что MIT теперь объединила свои усилия с Гарвардским университетом, обещают нам неплохую динамику в развитии процессов глобализации открытого образования и его двигателем – движением открытых ресурсов (подборка информации о инициативах в рамках этого движения).

Меня же, прежде всего, интересует то, как в них работают идеи децентрализованного взаимного обучения. Ещё в бытность OpenCourseWare первой подобной инициативой подобного рода стали формироваться (интернациональные и англоязычные) самоорганизующиеся study groups из всех, кто учился в автономном режиме с поддержкой лишь методических материалов. Постепенно стали появляться платформы с функционалом для взаимодействия этих учащихся: OCW прирос платформой MITx, а также самостоятельным проектом P2PU, где участники создавали группы для совместного поиска, изучения и переработки открытых образовательных ресурсов по теме курса, а также для оценки собственного прогресса.

Теперь механизмы самоорганизации встраиваются в учебный процесс, предусмотренный самими создателями открытых курсов. К совместному поиску и фильтрации контента, созданию групп по месту проживания, интересам или обсуждаемой проблеме, добавилось взаимная оценка текстов эссе, которые, напомню, из-за массовости нереально проверить силами преподавателей:

«Здесь действует анонимная пиринговая система оценки. У каждого пользователя есть пять студентов, чьи работы он комментирует и выставляет оценки. Соотв-но, каждый ученик получает пять (на самом деле больше или меньше, это уж как повезет) развернутых комментариев. Они анонимны. Комментаторы выставляют оценки от 1 до 3. Первую – за грамотность. Вторую – за содержание. Догадаться о том, является ли комментатор дипломированным специалистом или нет, нереально. Он может быть даже не носителем языка. Он может быть наивным существом, которое пишет в комментариях: “Я не согласен с автором, поэтому ставлю единицу”».

Автор этого описания относит такую систему оценки к минусам: «Минус – на получение знаний влияют люди, мягко говоря, некомпетентные. Поэтому когда вашу работу проверяют пользователи, а не тьюторы-инструкторы, заранее настраивайтесь на благодушный лад». Спорить, сложно, особенно если автор, соглашаясь с такой оценкой проверяющих, причисляет себя к этой категории. На это можно посмотреть и под другим углом: проверяя работу другого человек, участник курса тоже учится (мне, например, всегда нравились задания по определению правильности написанных на иностранном языке предложений и текстов), поскольку от него требуется занять «экспертную» позицию. А технологии позволяют усилить этот элемент: например, если кто-то выставил оценки, а затем при выборочной проверке (это уже реализовано в курсах) преподавателем оценки совпали, он мог бы получать некий бонус (дополнительные баллы или очки в системе репутации).

Как по мне, выглядят такие начинания достаточно многообещающе. Остаётся, надеяться, что они не станут лишь временной попыткой «снять» недостатки массовости обучения и перерастут в полноценные технологии совместного обучения.

Ещё ссылки:

Добротное описание проекта Coursera

- Как бесплатно учиться за рубежом?:


Описание со списком курсов, в видеоматериалах которых уже есть субтитры на русском языке:
- Русские субтитры в курсах Coursera

8 комментариев:

  1. Да, я получила несколько некомпетентных мнений, кое-что было откровенной опиской. Я отношу это к минусам web 2.0. Но коллективная работа, поиск и обсуждение информации - это плюсы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это вобше минус людского общения: всегда есть риск нарваться на любителей нести ахенею... Надеюсь,организаторы все же озадачаться механизмами минимизации субъективного и мотивации добротного оценивания)

      Удалить
    2. ахинею. озадачатся.
      1 - словарное слово.
      2 ться-тся. "Что сделают?" --> без мягкого знака.

      Можете удалить мой комментарий, но ошибки исправьте. )

      Удалить
    3. Спасиб, канешна, за онономный комментарий) А, вот интересно, что в виртуальном пространстве является проявлением культуры: грамотность, носовой платок или персонализированные комментарии?

      Удалить
    4. Это я была, конечно же. У вас каждый раз нужно заново вводить имя и логин. Мне было лень, т.к. это был комментарий к комментарию. )
      Судя по публикациям в блоге, вы не похожи на "специалистов", которые делают ошибки на уровне третьего класса. Но человек, не владеющий своим языком, это беда. Согласны?

      Удалить
    5. Спасибо на добром слове) Я ленив (не так уж и часто "ахинею" использую))), пишу комментарии со смартфона и с "ться"-"тся" всегда у меня проблемы были) Темперамент, наверное)

      Удалить
  2. Спасибо Владимир. Чудесный пост, как всегда читал с удовольствием

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, интересно

    ОтветитьУдалить