Данный
пост представляет собой часть обсуждения проблематики социального обучения в
компаниях.
Как вам такая основа для организационной культуры на уровне команд?
Может начать с того, что перестать поощрать индивидуализм и конкуренцию среди
сотрудников?
Обсуждения
началось (и, надеюсь, продолжится) с поста Владимира Наумова «Почему не в трендах
социально-сетевое обучение?», в котором автор анализирует результаты
исследование приоритетов реализации е-eLearning в прошедшем году и приоритетов
развития в 2013-м. Тема «живая» и я приглашаю, заинтересованным коллег
подключаться.
Ниже
даётся ряд соображений по обсуждаемой тематике. Я старался не только высказать
личное мнение, но и неким образом резюмировать сказанное, в том числе в
«открытом письме» В. Наумова «Что должен знать
заказчик о социально-сетевом обучении».
1. В продолжение
обсуждения формулировки «почему не в трендах»…
Выходим
на несколько составляющих. Если мы смотрим на вопрос чисто «статистически» то
может получиться, что не в трендах: (а) потому что про это не спрашивали в
опросе (не было цели выяснить именно про социальную составляющую); (б) число
компаний применяющих такие технологии не велико, плюс некоторые из тех, кто используют,
не попали в выборку. Плюс отвечавшие не всегда отдают себе отчёт, что
используемые ими сервисы уже есть включение элементов социального обучения.
Одна моя знакомая очень живо интересовалась вопросом как внедрить
неформальное/социальное обучение в компании, а после того как узнала, что оно
завязано не только на соц. сетях, но на форумах («сотрудники ищут у коллег
ответы на актуальные для них производственные вопросы») пришла к выводу, что у
них это уже давно реализуется.
2. Социальное обучение
и корпоративная культура.
Понятно, что ИТ-инфраструктура лишь дополнение (очень важное
дополнение) к сложившимся практикам и культуре неформального взаимодействия.
(Сеть, так сказать, даёт преимущества для организации общения, например, «продажников» филиалов одной компании в
разных городах (и в других ситуациях, когда может потребоваться удалённый
доступ). Полагаю, что СоцОб будет работать лучше там, где, например, «продажники»
заряжены на коллективные продажи, то есть нет конкуренции на уровне
индивидуальных продаж, а значит обмен знаниями важное условие результативности
команды в целом. Это частный пример, но принцип, думаю понятен.
Этот принцип заключается в том, чтобы корпоративная культура соответствовала
организационной структуре с определёнными свойствами, главными из которых являются
заинтересованность в получении общих
результатов и «открытость». (Еще 60
лет назад В. Э. Деминг (WE Deming) призвал компании избавиться
от страха и разрушить барьеры между департаментами, но его учение не
получило всеобщей поддержки). Проблема «иерархических» и прочих барьеров
универсальна, а российских (и постсоветских) реалиях приобретает особый окрас (Об
этом очень красноречиво говорит Ицхак Адизес. См: «Перестаньте
бояться «папу»!»).
Владимир
Наумов: «В реале же ССО начнет внедряться в компаниях и даже в вузах, когда:
- к этому созреет сам менеджмент,
- когда менеджмент созреет настолько, что ССО не будет
вступать в противоречие с его стилем и иными нюансами руководства, с ликом
корпоративной культуры и орг. коммуникациями».
3. Всегда
есть с чего начать.
Полностью согласен с тезисом В. Наумова: «Социально-сетевое
взаимодействие уместнее начинать в деле управления знаниями и талантами, работе
групп качества и сообществ-практики, в прорывных для бизнеса областях».
Я человек идеалистично-прагматичного склада и мой интерес к
теме «открытых» форматов обучения возник, когда я узнал о масштабных проектах,
где делается ставка на инициативность и инновативность сотрудников. Такие
проекты реализуются крупными компаниями: например, «Фабрики идей» компании МТС
(ссылка на очень подробное описание и обобщение организаторами проекта опыта
повышения вовлечённости персонала) и проект «Новое звено»
компании РЖД.
Это те самые компании, где удалось если не добиться полной «открытости»,
то найти решение, примиряющее «жесткость» вертикалей и идей инновативности и
вовлечения персонала. Замечу, правда, что это крупные компании, в которых есть
возможность обеспечить ротацию персонала. Однако, я думаю, дело не только в
размере. При желании можно оценить и реализовать потенциал организации
неформального обучения на уровне рабочих команд. Думаю, многие коллеги слышали
мнение о том, что действительно полезно для бизнеса обучение имеет место тогда,
когда, в определенном смысле, учится и трансформируется целая бизнес-команда.
«Частично причиной трудностей с переходом на обучение нового
типа является то, что наше внимание достаточно узкой, и поэтому вокруг нас
происходит несравненно больше событий, чем те, которые в конце концов попадают
в зону нашего внимания. Кроме того, в
действительности идею социального обучения, постоянного взаимо-мотивировки и
взаимопомощи мы еще очень мало инкорпорировали в ежедневную бизнес-деятельность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий