Сразу же признаюсь, что чтение выступления Тапскотта
стало первым, что было сделано нынче утром. Пишу эти строки, пребывая в лёгком нокауте
от потока реплик и попыток соотнести их с содержанием доклада и вопросами
Травкина. Нам, людям с 086 процессором в голове, это вообще всегда сложно
даётся (спасибо Бугайчуку за обзор). Но желание хоть каким-нибудь образом
попытаться подключиться к диалогу сильнее царящего в этой самой голове бардака,
поэтому принимаю предложение Ивана и воплощаю желание в текст.
Речь именно о том, как выстроить работу так, чтобы реализовать
возможность превращения самих учащихся «в источник системных инноваций». Я не
знаю, как скоро у «академиков» появятся подобные вопросы, но представители сектора
корпоративного образования окажутся перед этой дилеммой очень скоро. Во всяком
случае, я на это надеюсь.
Послание Тапскотта многослойно и, будучи «заряженным»
для выступления на TED, слегка сбивает столку «миксом» содержательности и пропаганды. Поэтому
я решил сработать по принципу дистилляции: выделив ключевую (с моей точки
зрения) идею. Понять такой запал (как и ключевую идею) дюже не мудрено,
поскольку именно Тапскотт является одним из поборников и пропагандистов идей
массового сотрудничества (Википедия) и сетевого интеллекта. Именно ему мы
обязаны популярными нынче терминами коворкинг и краудсорсинг. В общем-то всё
выступление собственно именно об этом.
Задним умом я понимаю, почему Иван для
обсуждения доклада, никак не использующего данного термина, цепляет тематику
авторского права. В сознании большинства представителей академического сектора
между понятиями открытость и бесплатность стоит знак равенства. И тема эта
больная и очень неоднозначная, поскольку юридическая категория «авторского
права» (и «интеллектуальной собственности») относится к реалиям
коммерциализации интеллектуальных продуктов. Ну, кто из нас не мечтал о том,
что плоды его усилий могут приносить дивиденты. (Я сейчас не говорю о патентах,
думаю, у технарей разбор этого вопроса уже давно ведётся по всем положенным
понятием). И когда речь идёт о том, чтобы разрешить открытый доступ к плодам наших бдений или дать
им запылиться, большинство из нас начинает мыслить категориями того домашнего
питомца имени Лопе де Вега.
По большому счёту, речь идёт о том, как
принципы открытости и механизмы краудсорсинга могут быть реализованы в
образовательной практике и в повседневной работе преподавателей. Речь идёт не
только и не столько о поиске бизнес-моделей для открытых образовательных
ресурсов. Ведь открытость и массовое сотрудничество это заход на мобилизацию когнитивного
потенциала людей, получающих доступ к открытым ресурсам (контенту и сервисам).
И здесь я вспоминаю слова Дафны Коллер в её выступлении на TED. Если я правильно понял ей высказывание, используемые
в проекте Coursera ИТ-системы позволяют не только обеспечить синхронное и
асинхронное взаимодействие учащихся их доступ к материалам и контроль
выполнения заданий, но и собирать массовые данные для анализа процессов обучения
и их эффективности. По своему опыту знаю, что собрав обратную связь по результатам
курса от стандартной академической группы, можно получить бесценный материал
для анализа и улучшения курса. Кто понимает, о чём я говорю, представьте, какие
возможности открываются при получении данных от 10 000 студентов.
Спасибо Владимир! Отличный пост! Согласен с: "И когда речь идёт о том, чтобы разрешить открытый доступ к плодам наших бдений или дать им запылиться, большинство из нас начинает мыслить категориями того домашнего питомца имени Лопе де Вега."
ОтветитьУдалитьПолностью согласна с тем, что в выступлении много намешано, но от этого оно читается легко и просто и таит в себе много вопросов, тем для обсуждения.
ОтветитьУдалитьВ текучке дел мы забываем о том, что ИКТ можно использовать для разных целей и задач. О многих возможностях сетевого взаимодействия мы знаем, о каких-то догадываемся, но остановиться и подумать о том что же на самом деле стоит поменять в ежедневной рутине, чтобы и студентам стало интересной учиться и самому шагнуть на следующую ступеньку собственного профессионального успеха. Педагог загруженный
ОтветитьУдалить