Он-лайн курирование в «фокусе» внимания

Курирование появляется, когда перестаёт работать поиск… (Клей Ширки)

Моё знакомство с темой он-лайн курирования началось с поста Ивана Травкина. Однажды я касался её в тексте про блоггинг и его «потенциальную» пользу при выстраивании личной работы. Теперь хочу поговорить об этом подробнее.

Интерес к такой стратегии взаимодействия в сети вызван для меня несколькими моментами. Во-первых, тем, что следование за он-лайн кураторами, пожалуй, единственная на сегодня разумная альтернатива, позволяющая найти какое бы то ни было, решение весьма актуальной в век «пользовательского» контента проблемы информационной перегрузки. Куратор отфильтровывает и агрегирует информацию по определённой теме, тем самым реализуя возможность получения релевантного контента через «единое окно» (прошу прощение за использование термина из госпрограммы по модернизации информационной сферы в России).

Во-вторых, практика он-лайн курирования продолжает продвигать Интернет по пути «социального веб». Социальные (медиа) сервисы используются не просто для генерации контента (что считается определяющей чертой т.н. «Веб 2.0»), но и для его фильтрации, структурирования и систематизации. Даже если мы смотрим на курирование как на интеллектуальную фильтрацию контента, мы должны признать, что его потенциал в выдаче качественной и релевантной нашим интересам информации куда выше, чем у любых поисковых алгоритмов, приправленных коммерческими «плагинами». Это, если выражаться образно, система пользовательского поиска, основанного на доверии к «поставщикам» контента. Кроме того, он-лайн курирование предполагает не только категоризацию контента, но и группировку его, то есть «составляет список» источников, которые могут всесторонне и глубоко освещать определённый вопрос.



Реализация такого подхода предполагает, что куратор специализируется на очень конкретной (узкой) теме (по мнению Робина Гуда (очень «говорящее» имя для человека, занимающегося курированием темы курирования) ценность такой работы будет тем выше, чем более «адресной» и «целевой» (по-моему, это термины из маркетинга и PR) будет курируемая тема). Плюс к этому куратор не просто может улучшать пользовательские качества контента, агрегируя его и «настраивая» под интересы определённой (профессиональной, социальной или культурной) группы, но добавлять ценность путём экспертной интерпретации информации. Мне импонирует (и это уже, в-третьих) подход, каким сторонники он-лайн курирования предлагают добавлять эту «экспертность». Речь не идёт о критике (во всех смыслах слова) информации и мнений: куратор «развивает точку зрения» (принципы и инструментарий такой работы отдельная большая и вкусная тема).

Судя по результатам машинного поиска, он-лайн курирование (его также называют цифровое курирование и курирование контента) становится всё более распространённой, массовой, если не сказать популярной, практикой работы в Интернет. Его принципы формировались в области так называемого «ньюз-мастеринга», получившего мощный импульс развития с появлением алгоритмов агрегации и RSS-каналов на новостных порталах. Постепенно идея структурирования контента под запрос некой целевой аудитории завоевала умы блоггеров и представителей маркетинга в социальных сетях. Педагогический и академический сектор также не остались в стороне.

Так, профессора St. Edward's University (США) Коринна Вейсгербер (Corinne Weisgerber) и Шэннан Батлер (Shannan Butler) предлагают перенести модель кураторства на деятельность педагога. Они проводят параллели с деятельностью музейных кураторов: последние проделывают важную и сложную работу, занимаясь поиском и отбором лучших работ, собирая их вместе вокруг единой темы, проектируя экспозицию, чтобы идеи художников, выраженные в произведения, стали понятны, а затем организуя искусствоведческие и культурологические дискуссии вокруг коллекций и входящих в них работ. Подобно этому преподаватель собирает и структурирует разрозненные источники информации, не допуская, чтобы в учебное пространство попала избыточная, устаревшая или некачественная информация, что часто происходит в условиях быстрого развития социальных медиа.

В таком представлении педагогической практики, считают Вейсгербер и Батлер, нет ничего нового: отбор содержания всегда был неотъемлемой составляющей деятельности педагогов, будь то учителя, работающие в классно-урочной системе, или разработчики электронных курсов, хоть в логике педагогического проектирования, хоть – педагогического дизайна. Думаю, eL-специалисты поймут меня, вспомнив, как создавали в своих курсах «страницы ресурсов» и «списки дополнительного чтения», или как производили компоновку курсов для сотрудников определённой категории или регионального представительства, или как делали подборки документации на корпоративном портале для новых сотрудников и/или адаптационных семинаров для них. И ещё больше поймут те, кому приходилось подбирать кейсы по тематике обучения, или оперировать в своей, далёкой от маркетинга, деятельности категорией «целевая аудитория», «настраивая» под неё свой курс.

Меня очень подмывает начать разговор о том, что eL-специалисты вскоре должны будут задуматься над тем, что им пора переносить акценты в своей деятельности с производства и поставки контента, на курирование информации внутри организаций. Это не моя идея (и я её ещё интеллектуально не «усвоил»), но некоторые эксперты в серьёз рассматривают «новую модель корпоративного обучения» (ссылку на посты не даю специально, чтобы не вызвать несварения «мыслей» на этот счёт), которая мыслится не просто как управляемые через системы обучения «собрания» eL-курсов, а как процесс курирования многочисленных персональных учебных (информационных) «активов» сотрудников. Но это хороший образ, который можно держать в голове. Потому как до этой цели необходимо будет пройти большой путь культивирования сообществ кураторов в организациях.

Скажу больше. Как мне кажется, Рунет сегодня ещё не даёт возможности развивать корпоративное обучение в этом направлении. Возможно, здесь проявляется некоторая ограниченность моего мышления, но в этой части сети развитие социальных медиа пока не привело к созданию критической массы качественного контента. Это мои наблюдения: все мои сетевые коллеги, работающие на переднем крае (да, даже в мейнтстриме) электронного (и прочего, завязанного на сети, обучения) 
преимущественно оперируют наработками западных экспертов. Сейчас, практически не составляет труда найти англоязычную информацию по любой тематике бизнеса, обучения или прочих практических областей. Исследователи и «академические» работники сами оцифровывают свой контент, публикуют ссылки на электронные версии своих работ, от научно-популярных заметок, до текстов PhD-диссертаций. Мы же, даже при бешеных темпах развития социальных сервисов, умудряемся отставать и здесь (может быть, боимся нарушения своих естественных авторских прав). Как бы то ни было: Рунет – море контента, требующего, вроде бы, работы кураторов по систематизации и упорядочиванию. Однако нашим коллегам, решившим стяжать славу на этом поприще придётся орудовать, вылавливая «содержательный» контент по крупицам.

Но в цифровом курировании я вижу и ключ к решению проблемы (или задачи, зависит от того, насколько я преувеличиваю масштабы зафиксированного субъективным наблюдением положения дел). Подход курирования не требует полноценного академического перевода иноязычных текстов. Те, кто владеют иностранным языком, могут вылавливать смыслы и ре-компилировать их в своих материалах (не забывая давать ссылки на источники, не столько из соображений соблюдения авторских прав, сколько давая возможность другим ознакомится с материалом самим), попутно осуществляя, пусть и субъективную, селекцию идей по принципу «что немцу хорошо, то русскому - смерть». Некоторые из моих коллег такой подход уже реализуют. Работой в такой логике я объясняю для себя успех таких проектов, как HRM и SMART-EDU. В общем, есть над чем задуматься, над чем работать и к чему стремиться.

И в заключении ещё один тезис про курирование контента в корпоративных условиях (уж извините мне скачки в изложении). Если в компании существует проблема информационной перегруженности или сложности поиска актуальной корпоративной информации (от бюрократической документации до учебного контента) можно попробовать задуматься над решением их в логике курирования. Если, конечно, Вы лично не считаете это сферой «не моей» компетенции.

Приятной работы и эффективного отдыха, друзья!

4 комментария:

  1. Содержательно. Доступно. Владимир как думаете, почему в рунете так?

    ОтветитьУдалить
  2. Хороший вопрос, Константин! Первое, что приходит в голову: культура и мышление... Слишком общо... Не хочется возвращаться к той перепалке в Фейсбуке... но это же знаковая вещь: мыслить категориями продать-купить... боятся, что идеи " позаимствуют"... лишь немногие видят и умеют использовать интернет как инструмент самомаркетинга и продвижения... и самое главное, но на уровне гипотезы, но то что в знаменателе любой из названных и неназванных мною причин... очень низкий удельный вес "знаниевых работников": социокультурная сфера не очень развита; в частности, я встречал множество публикаций посвященных деятельности и самообучению работников социальной сферы, вывод: у этих материалов есть своя аудитория среди молодых и энергичных работников этой сферы, а наших собесовских работников не могу себе представить, читающих такой материал в Инете...

    ОтветитьУдалить
  3. Я вообще заметил, что на западе очень много проектов имеет сильную социальную составляющую. Пример тому Мобимук2012, где главным условием была социальная составляющая проекта

    ОтветитьУдалить
  4. точно! я тут в Дортмунде поражаюсь! это же бывший металлургический центр и кгольной промышленности; сейчас этого всего нет уже: так они умудрились из этого всего музейный проект "инсдустриальная культура" масштаба федеральной земли сделать

    ОтветитьУдалить