Гарольд Ярхе. Сетевое обучение: работать с умом

«Сегодня мы должны заново изобрести методы обучения на рабочем месте для сетевого общества. Наши организационные структуры становятся более децентрализованным, появляются распределенные рабочие группы; каждый имеет доступ к практически неограниченной информации, которая может быть многократно скопирована и переработана. В этих условиях то, кого мы знаем и то, как мы ищем информацию, становится более важным, чем то, что мы знаем».

«В период, который последует за настоящим, более важным, чем прогресс в компьютерном проектировании будет прогресс в нашем понимании того, как человек обрабатывает информацию – в понимании мышления, решения проблем и принятия решений...». Герберт Саймон, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1968).

Интернет меняет то, как многие из нас делают свою работу, нашу включённость в потоки информации и то, как мы контактируем с другими людьми. Фермер из Калифорнии Рэй Прок использует Интернет для хранения сообщений, управления своими финансовыми рисками и контроля прочих многочисленных факторов, необходимых, чтобы его молочная ферма была успешной. Он постоянно учится во время работы и, благодаря Интернету, нашёл способ, чтобы не отставать от прогресса в своей профессиональной области.

Однако для многих справляться с постоянно растущим объёмом информации становится всё сложнее. Сегодня за неделю человечество порождает такой массив информации, для создания которого в прошлом потребовались бы годы.

Эта информационная перегрузка имеет прямое влияние на обучение на рабочем месте. Работники имеют доступ к большему количеству информации, чем когда-либо прежде, но часто не знают, насколько эта информация достоверна и актуальна. Раньше наши учебные программы могли подготовить нас к работе без необходимости переучиваться или повышать квалификацию долгие годы, но многое из того, что мы узнаем сегодня, может устареть за несколько месяцев или даже недель.

Сегодня мы должны заново изобрести методы обучения на рабочем месте для сетевого общества. Наши организационные структуры становятся более децентрализованным, появляются распределенные рабочие группы; каждый имеет доступ к практически неограниченной информации, которая может быть многократно скопирована и переработана. В этих условиях то, кого мы знаем и то, как мы ищем информацию, становится более важным, чем то, что мы знаем.

Как говорит участник Internet Time Alliance Джей Кросс (Jay Cross), формальное обучение может быть достаточно эффективным, когда вещи не меняются и предсказуемы, но сегодняшний мир кардинально меняется во всех направлениях. Все меняется удивительно быстро, и так много надо узнать. Современная работа - это нестандартная работа в нестандартных ситуациях.

Джейн Харт (Jane Hart), еще один представитель Internet Time Alliance говорит о том, что её оценки использования социальных медиа и обучения в контексте рабочего места свидетельствют, что формальное, структурированное обучение играет всё меньшую роль в выполнении работы (getting things done) в условиях сетевого рабочего места (networked workplace). Исследования показывают, что около 80% обучения на рабочем месте является неформальным и, что менее чем 10% информации, которая необходима для выполнения работы, находится у них в головах.

Неформальное обучение не представляет собой нового явления в бизнес-практике,  однако оно постепенно приобретает всё большую роль для современного цифрового рабочего места. Понимание и ориентация в информации становятся ключевой частью повседневной работы. Команды и организации, которые могут быстрее обмениваться информацией и выстраивать понимание, более продуктивны. Социальное обучение – это выполнение работы через сети. Большое внимание должно быть уделено тому, как мы поощряем и поддерживаем неформальное обучение на рабочем.

Сетевое обучение является индивидуальным, основанный на самодисциплине, процесс, посредством которого мы осмысливаем информацию, наблюдения и идеи. В прошлом, самостоятельного обучение могло происходить при ведении записей, ведение корреспондентской переписки и общения. Они сохраняют своё значение, но с появлением цифровых технологий мы можем усилить самостоятельное обучение категоризацией, комментированием, или даже творческой переработкой (remixing) информации. Мы также можем хранить информацию для быстрого поиска, в том виде, как нам это нужно.

Сетевое обучение на персональном уровне включает:
  • Личное самостоятельное обучение – как мы используем социальные медиа для собственного личного или профессионального обучения, и
  • Случайное обучение – эпизодическое и неосознаваемое обучение с помощью социальных медиа.
По своей сути, сетевое обучение это способ справляться с постоянно растущими объемами цифровой информации. Он требует открытого отношения к обучению и поиску нового. Каждый сотрудник должен продумывать индивидуальные процессы хранения, классификации и аннотирования информации для последующего использования.

Стандартные методы управления «документооборотом» с каждым годом всё больше демонстрируют свою несостоятельность, так как большинство людей не применяют их в своей практике. Развитие навыков сетевого обучения может помочь в сборе, обдумывании и использовании информации и знаний. Сетевое обучение также способствует формированию открытости мышления и «расширенной интуиции» (enhanced serendipity). Как выразился Луи Пастер, «благоприятный случай для подготовки ума».

Один из возможных вариантов описания сетевого обучения: перманентный (непрерывный) процесс поиска, осмысления и обмена информацией.
  • Поиск и нахождение информации, поддержание её в актуальном состоянии. Создание сети контактов очень полезно в этом отношении в том плане, что мы не только расширяем круг доступных нам источников (которые не смогли бы отыскать в одиночку – В.Н.), но и получаем её из  источников, которым можем доверять.
  • Осмысление (понимание) подразумевает персонализацию и непосредственное использование информации. Осмысление включает рефлексию и включение в повседневную деятельность того, что мы изучили. Это требует экспериментирования, поскольку мы учимся лучше, практикуясь в чём-либо.
  •  Обмен включает в себя обмен ресурсами, идеями и опытом с нашими «контактами» и сотрудничество с нашими коллегами.


Поиск: использование фильтров

Для поиска мы должны разработать эффективные фильтры, чтобы не оказаться перегруженными излишней информацией.

Мы можем использовать в качестве фильтров людей, например, попросив коллегу посоветовать хороший источник информации по теме. Это часто происходит в открытой рабочей среде, где кто-то спрашивает у группы «Эй, кто-нибудь знает, как...?» Это «наивный» фильтр, поскольку такие рекомендации не всегда надежны. Близкие люди не всегда являются лучшим источником знаний.

Другой вариант: найти известного специалиста в интересующей вас области, и попросить его посоветовать источник. Это более разумный подход, но уже от эксперта зависит, будет ли дан совет.

Лучший вариант: подключиться к сети экспертизы, с помощью которой рекомендация источника может подтверждаться несколькими различными экспертами. Twitter является примером платформы, позволяющей делать это. Мы можем следовать за многими людьми, «дисциплинировать» и осуществлять тонкую настройку сети путём добавления или удаления из неё, поддерживая оптимальное соотношение «сигнал-шум».

Также существуют инструменты, которые используют «механические» фильтры, такие как поисковые системы или аналитические системы, которые показывают «тенденции» темы. Используя как людские, так и «механические» фильтры можно обеспечить хороший поток информации, не перегружая себя. Оповещение по ключевым словам может быть установлено в различных онлайн-системах, или регулярный мониторинг может проводиться на социальных медиа-платформах. Практикуясь, мы можем найти то, что нужно нам и когда нам это необходимо (а иногда перед тем, как нам это нужно).

Осмысление: проверка, синтез, представление и настройка

Мы осмысливаем некие сведения, когда используем имеющиеся знания для создания новой информации. Это то, что обычно делает любой автор: использует информацию для связанного изложения мыслей и идей, которые могут стать информацией для кого-нибудь другого. Хотя это и является эффективным способом передачи информации, это всё же не передача знаний. Ведь книга рецептов не превращает её обладателя в шеф-повара. Каждый человек вносит свой смысл и осуществляет экспертизу, исходя из собственных понятий и представлений.

Как уже отмечалось, фильтрация это простейший способ начать осмысливать цифровые потоки информации. Сервисы социальных закладок, таких как Delicious, позволяют каталогизировать и аннотировать Интернет-страницы. Социальные закладки будут доступны для поисковых систем и могут использоваться в группах или могут быть обнародованы. Они являются хорошим первым шагом к переносу информации в «облако». Обнародование личной информации помогает подтверждать её  ценность, так как мы можем проверить надёжность источников (сносок), анализировать логику и сравнивать источники.

Другой уровень ценности может быть добавлен с помощью синтеза информации. Эта обобщенная информация затем может быть представлена в различных цифровых форматах, чтобы облегчить понимание. Например, хороший график может дать больше для понимания и осмысления, чем несколько страниц текста. Слайд-шоу с озвучиванием может помочь передать сложные идеи. Информационные презентации можно дополнительно «настроить» для конкретных контекстов, таких как анализ мировых тенденций, и как они могут повлиять на конкретный бизнес.

Это примеры добавления ценности к информации для группы, организаций или сети. Рассматривая информацию как воду, льющуюся на нашу познавательную мельницу, мы можем строить базы знаний, которые помогут нам выполнить работу. Таким образом, блог может стать местом для размещения компактных и рациональных описаний мыслей и идей, агрегированных в одном месте и доступных для обсуждения или для применения в дальнейшей работе.


Без непрерывного процесса осмысления, мы можем попасть в ловушку простого сбора всей доступной информации. Некоторые веб-инструменты для осмысления включают в себя:
  • Ведение заметок (напр., EverNote)
  • Социальные закладки (напр., Delicious)
  • Микро-постинг (напр., Twitter)
  • Блоги (напр., WordPress)
  • Презентации (напр., Slideshare)
  • Видео (напр., Vimeo)
Не каждый будет использовать все эти инструменты, и есть много других подобных, но при этом важно разработать методы осмысления, применяемы изо дня в день.

Обмен: вхождение в сообщество

Практика сетевого обучения является частью общей стратегии социального обучения для повышения эффективности организационного обучения. Обмен же является неотъемлемой частью сетевого обучения. Без него мы остаёмся изолированными носителями знания, которые не могут предпринять коллективных действий.

Использование он-лайн сервисов позволяет производить обмен и может привести к проявлению экспоненциальных сетевых эффектов. Потому потенциальный возврат на инвестиции (времени и сил – В.Н.) в совместное создание знаний (knowledge co-creation) может быть на порядок больше, чем традиционные методы улучшения процессов обучения.

Самый замечательным аспектом сетевых социальных медиа является то, что они предназначены для обмена. Мы можем осмысливать доступную информацию имея очень прагматичные намерения и в сугубо автономном режиме, но с помощью веб-инструментов мы можем легко обмениваться с другими результатами нашего осмысления всякий раз, когда захотим. Это и есть сетевое обучение. Например, вы можете начать вести блог как персональный журнал, но через некоторое время, возможно, захотите поделиться своими постами с другими. Так как блог предполагает публичную доступность вашего контента в сети Интернет, вы сможете делать это без дополнительных затрат на программирование.

Путём обмена информацией и участия в дискуссиях в Интернете, мы становимся частью сообщества. Со временем мы сможем почувствовать, что мы действительно в сообществе практики, поскольку начнёт меняться наша повседневная деятельность.

В процессе поиска, осмысления и совместного использования на индивидуальной основе, мы участвуем в создании динамичного сообщества «знаниевых работников» (термин П. Дрюкера - В.Н.). Сетевое обучение закладывает основу для непрерывного процесса управления идеями, необходимого в сложных рабочих средах, которые требуют постоянных изменения и постоянной адаптации к ним. Подобные обмен и использование идей лежат в основе бизнес-инноваций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий