Неформальное обучение и блоггинг, или как провести время с пользой


Этот пост – попытка осмысления и обобщения всех личных попыток разобраться с концептом неформального обучения, а  также их синтеза с «вкусными» наработками в области сетевого обучения (взаимного обучения в сообществах) и идеями Эдуарда Бабушкина о блоггинге, как инструменте неформального обучения. (Плюс к этому это рефлексия своего личного опыта такой работы, а также коллег по цеху кадровиков (проект корпоративного блога по 1С) и дистанционщиков (участников массового открытого он-лайн курса по мобильному обучению).

Центральным, или даже заглавным, тезисом коллеги Бабушкина является следующее: «Блоггинг важен не только и не столько читающим, сколько самому пишущему». Самое сложное здесь, что представить себе, в чём заключается эта важность. Самый простой, но не очевидный, аргумент в том, что создание любого текста «дисциплинирует, структурирует, запускает (само-) анализ» и это на самом деле так, поскольку письменная речь в действительности более сознательна и интеллектуальна, чем «внутренняя» речь (= обдумывание), поскольку последняя не нуждается в проработке и представлении контекста, деталей и ситуативного фона излагаемого (см. Выготский).


Однако в деловой среде есть лишь одно измерение, а именно: результативное. Всегда важно, на сколько то или иное действие продвигает нас в решении и выполнении рабочих задач. И если есть трудности и проблемы, то нас интересует только одно: каждый вопрос должен получить свой ответ. Однако ни дискуссии в форуме, ни посты далеко не всегда гарантируют такой «выход».

Я ни в коем случае не пытаюсь оспаривать доводы «за».  Хотел бы сделать лишь одно небольшое уточнение: блоггин – весьма серьёзный инструмент интеллектуальной работы. При этом это – инструмент коммуникационный. Под этой характеристикой я понимаю, что назначение этого инструмента в том, чтобы  устанавливать и поддерживать взаимодействие, позволяющее более эффективно осуществлять деятельность. И в этом смысле, область его применения гораздо шире, и каждый волен решать для чего, он будет его использовать, исходя из собственных намерений и потребностей.

Пример с блогами компании Microsoft хорош тем, что показывает именно эту характеристику блоггинга, а также важность и возможность использования его для получения обратной связи, особенно для тех, кто занимается «производством» потребительски ориентированных продуктов. Здесь есть две группы интересов: разработчики ПО, которые заинтересованы в «привлечении» пользователей и «развитии» своих продуктов и их контрагенты, пользователи ПО, заинтересованные в эффективном использовании программного инструментария, увеличения его «юзабилити» и «настройку» под свои конкретные задачи. В общем, на лицо пересечение сфер интересов: пользователи получают рекомендации и советы по работе с ПО из первых рук, программисты «бесплатные» идеи по его совершенствованию.

По-моему, это очень не плохой дивиденд для специалиста, работа которого во многих её частях проходит в «поисковом» режиме (это и поиск актуальной информации и решений профессиональных и задач и проч.). То есть для тех, кто не смотрит на свою работу, как на текучку и простое функционирования в рамках организационных «машин». Не случайно, именно в области программирования и IT корпоративный блоггинг стал наиболее распространённым явлением. И даже реализация «типовой» идеи может дать неплохие всходы, как это, например, получилось у команды программистов 1С. Не хочу нисколько приуменьшить заслуг коллег, но когда для реализации задуманного есть благодатная почва, усилия целиком и полностью можно сконцентрировать на главном: на организации командной работы и получении общих результатов.
 Коль уж мы смотрим на блоггинг как на коммуникационный инструмент, мы должны думать не только о наших личных целях, но и о наших контрагентах. Это, конечно, не как два пальца об клавиатуру, но всё же…

Конечно, писать всегда легче о том, в чём хорошо разбираешься. И я мог бы дать совет, найти наиболее близкую тему и затеять постинг по её по поводу (хотя над этим стоит поразмыслить), но публичные пространства устроены таким образом, что на каждую хитрую лису, там найдётся своя такса с винтом. В смысле: любой может решить, что он умнее Вас в принципе и осведомлённее Вас в любом вопросе, о чём бы Вы не говорили. Это нужно принять как данность и попытаться соразмерить с ней «экспертные» стилистику, модальности и «содержания» своего текста. Наша цель: не затеять возню или драку, а начать диалог.

На блог необходимо смотреть, в первую очередь, как на способ установления интеллектуальных контактов и поиска людей со схожими интеллектуальными интересами, а «продвижение» и «позиционирование» в социальном бульоне любого профессионального сообщества должно быть, так сказать, побочным эффектом. Поэтому при создании поста необходимо стремиться не просто структурировано изложить задачи и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, а попытаться вписать эту конкретику в более широкий профессиональный контекст.

В каждом посте цикла Эдуард «подступается» к вопросу «перспектив» использование такового инструментария, прежде всего в управлении талантами и корпоративном обучении в целом. Мне нечего добавить к тем прелестям блоггинга, которые обозначил, Эдуард Бабушкин, если только…

Если мы посмотрим на идею личного блоггинга как на возможность попробовать нечто новое в плане своего личного и профессионального развития, то начать, как и в любом подобном деле нужно с себя любимых. Тем более что вся работа T&D это череда «проектов» (хотя на любую деятельность можно так посмотреть), дающая простор деятельности и манёвра. Я твёрдо убеждён, что нечего даже и думать о внедрении такого инструментария в масштабах всей компании, пока для самих T&D всё это не станет понятной и привычной практикой. Большой путь всегда начинается с того, что надо оторвать центр тяжести от точки опоры. Вывести устоявшуюся систему из равновесия и сбалансировать заново, так сказать.

Короче: самый простой (я не имею в виду мотивацию, конечно же) путь это начать с проводимых корпоративных тренингов или мероприятий в рамках работы с персоналом, и посмотреть на это (на выбранный тренинг или мероприятие), как на «акт (проект) собственного неформального обучения». Ваша деятельность в рамках компании должна стать «очагом полезного опыта» прежде всего для Вас лично, а затем уже для бизнеса в целом.

Аналогом (в сопоставлении со сферой IT) применительно к T&D-сфере здесь было бы  использованию своего блога как инструмента для получения «внутренней» обратной связи от самих сотрудников своих компаний, участвующих в тренингах и других мероприятиях в рамках корпоративного обучения. Однако «учебные мероприятия» всё же, как не крути, не программный продукт, поэтому обсуждать конкретные мероприятия может и не стоит, но использовать блог как инструмент поиска идей при разработке «учебного мероприятия» можно и нужно. Например, если Вы хотите разработать welcome-курс по продажам, можно попробовать пообсуждать с опытными сотрудниками вопросы технологии продаж. Ну, или что то в  этом духе…

Мне очень понравился ещё один акцент, сделанный Бабушкиным в тексте про коллег из сферы 1С-программирования. Возвращаясь к нему: Ваши посты могут стать вашим личным портфолио, Вашей «визиткой» как профессионала, если угодно. Можно пойти самым коротким путём: взять за основу свои отчёты. Одно предостережение: нужно стараться избегать «птичьего» языка этого типа документации и стараться сделать другие акценты: то есть меньше говорить о реальных и мнимых достоинствах проведённого учебного мероприятия, избегать формального упоминания о недостатках в духе рецензий на диссертационное исследование. Согласитесь, медали на груди вещь, конечно, полезная. Но для профессионала, будь он военным или гражданским специалистом, гораздо ценнее способность анализировать опыт и избегать прошлых ошибок в будущем.

Разумеется, выбрать нужно, что-то «нерядовое», чтобы и для самого T&D это не было «текучкой» и смогло привлечь внимание коллег по HR-цеху. Его реализацию сопроводить нужно тем количеством постов, которое сочтёте нужным. Количество в этом деле не главное, впрочем, как и качество. Главное попробовать эту работу на вкус и осуществить продуктивную попытку. В плане мотивации, могу дать один совет: ни на что особо не надейтесь не на крутой моментальный эффект, не на то, что пролетите мимо кассы. Главное, смотреть на это как на работу в ПЕРСПЕКТИВНОЙ и НЕЗНАКОМОЙ области, из которой,  как профессионалы, мы обязаны  извлечь всю возможную пользу.

И главное: не забывайте о том, что у Вас в руках бесценный ресурс – сообщество специалистов, которые как никто другой понимает Ваши проблемы, и имеют совокупный багаж бесценного опыта, превышающего любую предельно допустимую концентрацию. Большой плюс в том, что лично Вас здесь никто не знает, результаты, продуктивность и безупречность Вашей работы здесь оценивать не будет. Но рад будет увидеть в Вас приятного и полезного собеседника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий