Даниел Р. Тобин. Создай персональную учебную сеть (Building Your Personal Learning Network)


Разбирал старые файлы и наткнулся на собственноручно сделанный перевод достаточно интересной статьи, сделанный в период, когда я только приступал к созданию блога. Ничего особо нового, но думаю будет правильным всё же опубликовать его. Тем более, что как мне представляется очень неплохо представлена идея персональной учебной сети. 

Сведущие так же смогут заметить, что здесь описан вполне определённый тип сетевого обучения - обучения в социальных сетях. Его особенностью является то, что являясь специалист при построении такой сети занимается поиском и налаживанием контактов с людьми его и смежных профессиональных кругов. Прагматика такой работы проста: иметь возможность задать конкретный вопрос и получить на него спектр ответов (в форме ссылок на источники информации или советов).

В общем, судите сами...

В то время как многие компании обещают, что каждый сотрудник будет получать одну или две недели обучение в год, обучение должно происходить каждый день на работе. Обучение происходит не только в программах обучения, но должно быть частью повседневной деятельности каждого сотрудника. Вы учитесь всякий раз, когда читаете книгу или статьи, каждый раз, когда наблюдаете, как кто-то другой делает работу, подобную вашей собственный, каждый раз, когда задаете вопрос. Важной частью обучения является построение вашей личной сети обучения – формирование группы людей, которые могут направлять ваше обучения, показать возможности обучения, отвечать на ваши вопросы, помочь своими конкретными знаниями и опытом.

Я часто используют четырёхэтапную модель, чтобы описать то, как мы учимся.

Четыре этапа обучения
Этап 1: Данные
Этап 2: Информация
Этап 3: Знания
Этап 4: Мудрость

В сегодняшнем деловом мире, мы все завалены данными (этап 1) – все эти руководства, брошюры, заметки, письма, отчеты, а также другие материалы, которые попадают в поле нашего зрения каждый день, не говоря уже о том, что мы получаем в электронном виде. Однажды я исследовал, как много данных получают продавцы крупной компьютерной компании. Средний продавец получал каждый месяц стопку писем почти в два фута. Нет способа, которым можно справиться со всем этим потоком информации, неважно просто ли знакомясь или вникая в суть и используя для обучения.

Питер Дрюкер утверждал, что когда вы возьмёте данные, актуализируя её для осуществления целенаправленных действий или для принятия решений, вы создаете информацию. Информация (Этап 2) является минимальным, что мы должны искать для нашего обучения. Нам нужно найти способы сортировки поступающих к нам данных, и использовать ту их часть, которая имеет отношение к нашей работе, к её задачам и целям (чтобы сделать нашу работу более эффективно и рационально).

Даже когда у нас есть информация, мы должны использовать её, применив к нашей работе, прежде чем мы сможем сказать, что мы «знаем это». Пока мы используем, она всё ещё остается информация. Знания (Этап 3) исходит от применения информации в нашей работе. Это этап, на котором большинство учебных программ терпят неудачу – слишком часто содержание программ обучения не находит применение к рабочим ситуациям сотрудника. Для меня это означает, что инвестиции в такое обучение абсолютно напрасны.

Мудрость (wisdom) (Этап 4), самое драгоценное, исходит из интуиции и добавление опыта построения знаний. Например, на бумажной фабрике оператор может знать, что смесь химических веществ для производства красителей составлена правильно. Этому можно научиться только на собственном опыте, но нельзя научиться в классе или из учебника, но должно быть лично продемонстрировано, если этот опыт будет передаваться от одного человека к другому.

С помощью эта модели, мы можем определить задачи, стоящие перед нами, когда мы хотим научиться чему-то новому. Во-первых, мы должны перебрать все имеющиеся данные, чтобы найти только ту информацию, которая имеет отношение к нашим потребностям в обучении, и для которых мы имеем цель. Когда мы получили необходимую информацию, нам нужно применить её к нашей работе с тем, чтобы превратить в наше личное знания.

Одна из проблем, связанных с изучением чего-то нового в том, что, пока мы это изучаем (в классе, читая книгу, принимая участия в оф-лайн или он-лайн курсах и так далее), мы часто не знаем, какие вопросы у нас возникнут в момент применения. Если это новое направление обучения, в котором мы никогда не участвовали, мы можем думать, что мы понимаем эту информацию, но на самом деле мы не знаем, смогли ли мы её освоить, пока не попытаемся применить к нашей работе. Но к тому времени, когда мы вернемся к нашей работе и попробуем то, что мы узнали, учебные ресурсы (тренер или автор книги) больше не будут нам доступны, чтобы ответить на вопросы, которые неизбежно возникают. Если наш руководитель сам ещё не освоил подобные навыки или знания, он не сможет ответить на наши вопросы. Так, очень часто, когда мы столкнулись с проблемой применения новых методов, мы возвращаемся к старым способам работы (хотя они могут быть не столь эффективным и рациональными), но мы знаем, что они работают, и мы знаем, как их использовать. Вот почему так важно иметь персональную сеть обучения: чтобы обеспечить нас не только ссылками на источники информации, но и давать возможность получения ответов на вопросы, поддерживать нас, закрепить результаты обучения, когда мы пытаемся применить его к нашей работе.

Кто же должен входить в вашу личную сеть обучения? Участники вашей сети не обязательно должны быть людьми, с которыми вы работаете напрямую. В самом деле, вам даже не нужно знать этих людей лично. Это должны быть люди, внутри и вне вашей рабочей группы и вашей компании, обладающие знаниями, которыми вы хотите овладеть, готовые поделиться своими знаниями и опытом с вами. Вы пытаетесь освоить новые технологии производства? Вы можете найти кого-то в другой части вашего предприятия или компании, заводы, кто уже освоил эту технологию, и будут готовы отвечать на вопросы по мере их возникновения. Или же вы можете найти кого-то из другой компании, кто станет для вас коучем. Другим способом поиска ресурсов обучения будет Интернет, где можно найти дискуссионные форумы по теме, и, благодаря этому, найти людей, которые имеют необходимый вам опыт работы.

Чтобы создать сети обучения, вы можете спросить других людей, с кем вы прошли программу обучения, периодически обсуждать с ними, как вы все пытаетесь внедрить новый способ работы. Это позволит вам поддерживать и поделиться опытом друг с другом. Большинство людей рады помочь: люди вообще любят говорить о своей собственной работе, и зачастую им приятно, когда их просят поделиться знаниями и опытом.

Знания является особым видом экономических благ. Большинство экономических благ, если вы кому-то их передали, перестают принадлежать вам. Знанием же вы можете делиться, оставаясь его владельцем. В самом деле, ценность знания возрастает, если вы делитесь им с другими.

Здесь показателен пример использования моей собственной сети знаний. Я принадлежу к группе из нескольких тысячи специалистов в области подготовки, которые делятся друг с другом знаниями через электронные сервисы, предоставляемых Американским университетом. В прошлом году я был приглашен для организации серии семинаров в Бразилии, проходивших с синхронным переводом. Никогда не работая с этой технологией, я попросил совета у людей, у которых был такой опыт. В течение двух дней мне пришло примерно 15 ответов. Некоторые были от людей, которые были профессиональными переводчиками, другие сообщения были от людей, кто вёл аналогичные семинары в Бразилии и несколько комментариев от представителей бразильского бизнес-сообщества. Наиболее интересные и полезные, пришел ответ от менеджера, проводящего подобные семинары в Израиле, который рекомендовал мне, как избежать типичных ошибок, сделанных американскими выступающими в зарубежных странах. Так, он настоятельно рекомендовал не использовать какие-либо истории из гольфа или аналогии, связанные с бейсболом, потому что люди из других стран, как правило, не знакомы с этими видами спорта. Эта профессиональная сеть позволила мне многому научиться на протяжении двух лет, пока я к ней принадлежал. Поразительно, что из 5 000 её участников, я лично встречал лишь нескольких человек.

Как ваша сеть обучения может помочь вам?

  • Прежде всего, она поможет вам просеять все данные и отобрать ту информацию, которая будет наиболее полезна для вас. 
  • Поможет вам найти учебные ресурсы и возможности. 
  • Поддерживая вас, поможет найти ответы на ваши вопросы, когда вы попытаетесь применить ваше обучение на вашей работе.
  • Делясь своим опытом посредством диалога.    
Создание персональной сети обучения предполагает, что вы не только стремитесь что-то узнать от других, но и то, что вы также помогаете другим. Даже когда вы новичок, вы можете внести свой вклад. Ты прочитал статью, которая могла бы представлять интерес для других? Вы можете порекомендовать её другим в вашей сети, с коротким примечаниями о том, на что, по-вашему, следует обратить внимание, и что могло бы быть интересно и полезно другим. Вы слышали о конференциях по этой теме? Пусть другие узнают от вас о программе и докладчиках, и, если вы ее посетите, распространите свои заметки и интересные документы в своей сети.  
Персональная сеть обучения может быть самым мощным средством обучения, независимо от темы и предмета.

3 комментария:

  1. Классная статья!!! Спасибо цит. Во-первых, мы должны перебрать все имеющиеся данные, чтобы найти только ту информацию, которая имеет отношение к нашим потребностям в обучении, и для которых мы имеем цель. Когда мы получили необходимую информацию, нам нужно применить её к нашей работе с тем, чтобы превратить в наше личное знания. А теперь сравните с фразой многих педагогов "Я передаю знания"....

    ОтветитьУдалить
  2. Поддерживаю - статья хорошая. Спасибо, возьму в производство

    ОтветитьУдалить
  3. Размышляла... Выводы здесь...
    http://colbryksina.blogspot.ru/2014/07/2.html

    ОтветитьУдалить