Элвин Тоффлер: навыки учащихся будущего

Давно мечтал познакомиться с работами футуролога Элвина Тоффлера. Ожидания не обманули, хотя от его идей в отношении образования остались несколько смешанные впечатления. Списав это на глобальность футурологического мышления, забрал к себе в копилку небольшой раздел, касающийся навыков учащихся будущего (так сказать, чтобы всегда было под рукой), оставляя в стороне критику существующей системы и видение "супериндустриальной системы образования".

Для тех, кто предпочтёт ознакомиться с идеями Тоффлера здесь, прежде чем приступать к чтению все главы об образовании будущего (ссылка в конце текста), приведу несколько вводных цитат, чтобы задать контекст цитируемого почти полностью отрывка о навыках учащихся. Так сказать, краткий конспект.

"В технологических системах завтрашнего дня - быстродействующих, маневренных и саморегулирующихся - на машины обрушится поток физических материалов, а на людей - информационный поток, который обострит способность проникать в суть вещей. Машины будут все быстрее выполнять рутинные задания, а люди - решать интеллектуальные и творческие задачи. И машины, и люди не будут сосредоточены на гигантских фабриках и в промышленных центрах, а будут разбросаны по всему земному шару и связаны друг с другом поразительно чувствительными, почти мгновенно действующими коммуникациями. Труд выйдет за пределы производственных цехов и многолюдных офисов, люди будут работать в небольших коллективах и на дому".



"В таком мире станут помехой наиболее высоко оцениваемые атрибуты промышленной эры. Технологии будущего не нужны миллионы малограмотных людей, готовых в {436-437} полном согласии трудиться над выполнением бесконечно повторяющейся работы, ей не нужны люди, безропотно исполняющие приказания, знающие, что цена хлеба насущного - это автоматическое подчинение начальству, - ей нужны те, кто способен к критическому суждению, кто может сориентироваться в новых условиях, кто быстро определяет новые связи в стремительно меняющейся действительности. Ей нужны люди, у которых - по меткому замечанию Ч. П. Сноу - "будущее в крови"(4).

"И наконец, если только мы не возьмем в свои руки контроль над ускоряющимся напором (а пока мало что говорит о том, что нам это удастся), то человеку будущего придется справляться с гораздо более бурными переменами, чем нам сегодня. Образованию задание ясно: его первоочередная задача - повысить способность индивида преодолевать трудности, т.е. способность быстро и экономно адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям. И чем стремительнее скорость перемен, тем больше внимания нужно уделять распознаванию модели будущих событий". <...>

"Если предположить дальнейшее непрерывное нарастание факторов быстротечности, новизны и разнообразия, то {449-450} характер некоторых из этих поведенческих навыков становится ясен. Людям, которые должны жить в супериндустриальном обществе, понадобятся новые умения и навыки в трех ключевых сферах: умении учиться, умении общаться и умении выбирать. <...> 

Психолог Херберт Герджой из Организации по исследованию людских ресурсов дал этому простую формулировку: {450-451} "Новое образование должно научить индивида, как классифицировать и переклассифицировать информацию, как оценивать ее достоверность, как при необходимости изменять категории, как переходить от конкретного к абстрактному и наоборот, как взглянуть на проблемы под новым углом зрения, как заниматься самообразованием. Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться"(8).

Умение общаться. Если и дальше будет нарастать темп жизни, то можно предвидеть, что также все больше и больше станут возрастать трудности в установлении и поддержании полезных контактов между людьми.
Если внимательно прислушаться к тому, о чем говорят молодые люди, то выяснится, что умение завязывать дружбу - некогда простое дело - приобрело для них уже новый сложный оборот. Когда школьники, например, жалуются, что "с людьми невозможно общаться", то они имеют в виду не просто досаду на различие между поколениями, а еще и проблемы, которые возникают у них между собой. "Новые люди, встретившиеся мне за последние четыре дня, - вот все, кого я помню", - пишет Род Маккюэн, поэт-песенник, популярный сейчас среди молодежи (9).

Коль скоро фактор быстротечности признан как причина отчуждения, то становятся понятными некоторые моменты в поведении молодых людей, на первый взгляд странные. Многие из них, например, считают секс быстрым способом "с кем-нибудь познакомиться". Они представляют себе половые контакты не как итог длительного процесса любовных отношений, а как кратчайший путь к глубочайшему человеческому взаимопониманию.

То же самое желание ускорить дружеские контакты помогает объяснить их увлечение такими психологическими методиками, как "групповая психотерапия", "Т-группы", "микролаборатории", так называемые тачи-фили, невербальные игры и т. п., в целом всей совокупностью процессов и явлений подпадающими под определение групповой динамики. Вызывающая у них бурный восторг жизнь в коммунах {451-452} тоже объясняется скрытым чувством одиночества и неспособностью "раскрыться", разоткровенничаться с другими.

Все эти "игры" ввергают своих участников в интимный психологический контакт без долгого подготовительного периода, а зачастую и без предварительного знакомства. Во многих случаях эти взаимоотношения и задуманы как недолговечные, если не сказать мимолетные. Цель игрового процесса - обострить эмоциональные отношения в данный момент.

Люди на огромной скорости проносятся через нашу жизнь, и мы не можем позволить себе потратить столько времени, сколь нужно на то, чтобы возникло чувство доверия, чтобы сложилась и окрепла дружба. Таким образом, мы присутствуем при поиске способа прорваться сквозь культуру "примерного" поведения сразу к непосредственному интимному сближению.

Кто-то, возможно, и усомнится в эффективности этих экспериментальных методик, попытается развеять подозрительность и заставить человека оттаять. Но пока "человеко-оборот" существенно не замедлится, образование должно помогать людям мириться с отсутствием глубокой дружбы, мириться с одиночеством и недоверием или оно должно искать новые способы формирования дружеских отношений в кратчайшие сроки. И все же, собирая в группы учащихся, более одаренных творческим воображением, организуя трудовые коллективы нового типа с помощью ли вышеописанных методик или как-то иначе, но образованию придется учить нас общению.

Умение выбирать. Если, допустим, переход к супериндустриализму увеличит возможность выбора и сложность встающих перед индивидом решений, то совершенно ясно, что образование должно немедленно взяться и за проблему сверхвыбора, т.е. чрезмерно богатого выбора.

Адаптация также подразумевает, что человек должен сделать правильный выбор. Оказавшийся перед многочисленными альтернативами индивид выбирает ту единственную, которая в наибольшей мере совпадает с его системой ценностей. По мере углубления проблемы сверхвыбора {452-453} человек, у которого отсутствует четкое представление о собственных ценностях (не имеет значения, какими они могут быть), постепенно впадает в угнетенное состояние. Однако чем меньше желания у наших современных школьников попытаться разрешить проблему ценностной ориентации, тем большее значение она приобретает. Неудивительно, что миллионы молодых людей следуют в будущее неустойчивым курсом, кидаясь то туда, то сюда, как неуправляемая ракета.

В доиндустриальных обществах, где система ценностей была относительно стабильна, практически не возникало вопроса о правомочности старшего поколения навязывать свои ценности молодежи. Образование в равной мере занимается как внушением моральных ценностей, так и передачей профессиональных навыков. Как раз на заре индустриализации Герберт Спенсер подчеркивал, что "образование имеет своим предметом формирование характера", что в вольном прочтении означает: заманивать или загонять молодежь силой в систему ценностей стариков.

Когда мощные валы промышленной революции "проутюжили" старорежимную систему ценностей, а новые условия потребовали и ценностей новых, тут-то педагоги и отступили. В пику клерикальному образованию стало считаться прогрессивным преподавание фактов и "дозволение учащемуся принимать самостоятельное решение". Культурный релятивизм и появление научной нейтральности распространили это настоятельное требование и на традиционные ценности. Образование осталось верным риторике формирования характера, однако педагоги избегали собственно идеи внушения ценностных ориентации, воображая, будто они не имеют ни малейшего отношения к ценностям бизнеса. {452-453} <...>

Хуже того, учащимся крайне редко рекомендуют анализировать свои собственные духовные ценности, а также ценности, на которые ориентируются их учителя и ровесники. Миллионы проходят через систему образования, и ни разу их не заставили поискать противоречия в их собственной системе ценностей, глубоко проанализировать собственные жизненные цели или хотя бы честно поговорить на эти темы со старшими или ровесниками. Учащиеся скачут из класса в класс. Учителя и преподаватели вечно спешат и все более и более отдаляются. Даже "разговор начистоту" - неформальные внеклассные мероприятия, на которых обсуждаются секс, политика или религия, что позволяет участникам определиться и прояснить свои ценностные ориентации, - проводятся все реже и реже и становятся все менее задушевными, по мере того как нарастает общая атмосфера временности и неустойчивости.

Ничего лучше не придумаешь, чтобы плодить людей, неуверенных в своих целях, людей, неспособных принимать эффективные решения в условиях сверхвыбора. Преподаватели супериндустриальной эпохи не должны даже и пытаться навязывать учащемуся жесткий ценностный комплекс, однако они обязаны систематически проводить официальные и неофициальные мероприятия, чтобы помочь учащимся определить, развить и проверить свои ценностные ориентации, каковы бы они ни были. Наши школы так и будут выпускать человека индустриального, пока мы не научим молодых людей тем навыкам, которые необходимы им, чтобы выявлять и объяснять, если уж не улаживать, конфликты в своих собственных системах ценностей.

Источник: Тоффлер, Э. Образование в будущем времени // Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО "Издательство ACT", 2002. - 557 с. (Источник обращения: Библиотека "Гумер")

3 комментария:

  1. Спасибо Володя! Прочитал с интересом, особенно понравился последний абзац.

    А еще мне нравится такая цитата Тоффлера полностью (у тебя в ссылке № 8 что-то похожее)
    http://www.human-crisis.com/2012/07/blog-post_27.html

    ОтветитьУдалить
  2. Похоже эта цитата все же принадлежит не ему... А в целом это неплохой эпилог к тематике непрерывного обучения. Сейчас как раз размышлюя, насколько эта непрерывность далжна быть связана с формальными учебными контекстами, ведь самая банальная логика подсказывает, что всю жизнь учиться нельзя. Например, в Германии эта система поставлена на поток и очень частво мотивация здесь сопутствует некоей разновидности иждивенчества. А непрерывное обучение в неформальных контекстах? Тоже большой вопрос, поскольку их структурированнасть не велика, а значит и потенциал с точки зрения интенсивного наращивания своей оспособленности в купе с овладением ЗУНами не настолько крут. С учетом этих соображений все больше проникаюсь симпатией к идее нонформального обучения. Хотя это, похоже, лишь один из вариантов золотой середины...

    ОтветитьУдалить