Art & Zen коммуникации

Нашёл в своих архивах вот этот текст. Принадлежит он не мне. Автор - Сергей Сёмин, человек который последние несколько десятилетий своей жизни посвятил работе в сфере образования, созданию нескольких образовательных и учебных программ в вузах города Тольятти. 

Насколько мне известно, этот текст был создан им специально для своих коллег по Тольяттинской академии управления, вместе с ним работающим над созданием направления "коммуникационный дизайн". 


Публикуя текст, вспоминаю фразу, которую Сергей Андреевич часто повторял: "Когда я что-то говорю Вам, я не говорю - я совершаю действие". Этот текст, на мой взгляд, хорошая демонстрация и самого принципа и того, как Сёмин умеет действовать одними лишь словами... И его необычной способности менять своё окружение, изменяясь самому...

--------------------------------------------------------------------------------------------
Ответить на вопрос о том, как учить коммуникации, значит решить для себя, что предшествует этому учению. Что? Разговоры о коммуникации или практикование коммуникации? Это альтернатива.

Я выбираю второй путь и отрицаю первый. Учить другого коммуникации значит передать ему мастерство, которым сам овладел, и указать ему на тайну, чтобы у него был выбор и перспектива. Art и zen коммуникации.


Вам нужна коммуникация?

На этот вопрос отвечать отрицательно просто неприлично. Коммуникативность - это атрибут уважающего себя современника. Без вариантов. Идеология и мораль на исходе века свое дело сделали.

Нужны ли вы коммуникации?

Здесь с ответом будет посложнее. Надежда получить ответ появиться, если Вам удастся, пусть на время, избавиться от субъектности. Это удается немногим. Проще рассуждать о коммуникации, как бы глядя на нее со стороны. Что Вы при этом видите? За Вас видит предметная сфера, к которой Вы приписаны, а это все равно что смотреться в зеркало.

И это не вопрос об адекватности средств рассмотрения коммуникации (объекта и феномена), это вопрос о Вашей персональной возможности ее осуществлять, о Вашей соразмерности коммуникации.

Коммуникация и приватизация

Приватизация есть неотъемлемая и неудержимая страсть любого индивида и всех социальных групп и систем. Человеческий инстинкт - хватать и тащить к себе в нору. Коммуникация есть вещь противоположная. Она была придумана людьми, которые ясно видели, к чему приводит действие первичного инстинкта. Коммуникация - это выдающийся проект человеческого духа. Мне он нравится.

Разумеется, приватизация не сдается, и давно включила в свой реестр и коммуникацию. Самыми расторопными оказались лингвистика, социальная психология и компьютерные технологии. Интеллектуальные практики успели к шапочному разбору, но надежд приватизировать коммуникацию не оставляют. У лингвистов есть смехотворная аксиома: все можно выразить словами. Это инструмент приватизации. У интеллектуалов есть столь же смехотворное убеждение: все можно помыслить. И это тоже инструмент приватизации.

Так чем же Вы озабочены - коммуникацией или приватизацией?

Минус коммуникация

Если у Вас заболела голова, вы не спешите делать трепанацию черепа. Вы выпьете таблеточку. Если вы уютно устроились в предметной сфере, Вам коммуникация ни к чему.

Требуются особые предпосылки для того, чтобы вспомнить о коммуникации. Борьба и конфликт здесь вовсе не при чем. Пороговая точка - осознание исчерпанности ресурсов, предоставляемых культурой, знаниями и опытом практики в ситуации необходимости совершить действие. Коммуникация этот ресурс предоставит - он возникнет как бы из воздуха.

Это правило действует в ситуации любого масштабного уровня - от тяжелых внутрисемейных отношений до амбициозных транснациональных проектов.

Еще раз: коммуникация это не борьба за ресурсы (см. приватизация), а создание ресурсов ни из чего в ходе продуктивного действия. Такой фокус.

А теперь ответьте себе: нужна ли коммуникация в Вашей ситуации. Может быть Вам нужно просто почитать книжки и поговорить с умными людьми?

Не нужно путать с коммуникацией контакт, обмен, общение, взаимодействие, интерпретацию, истолкование, изложение, объяснение, пользование, копирование и плагиат. Это не коммуникация. Это Ваши любимые действия в состоянии здравой субъектности.

Околокоммуникация

Как любое проявление человеческого духа, коммуникация это созидательное действие, в своем исходе оставляющее в социальном теле свои обычные следы - идеи, образы, формулы и заклинания, нормы, схемы, правила. Все это тут же расхватывается предметными и прочими приватизаторами. И со всем этим привычно обходится обученное субъектное сознание. Суть действия, которым оно руководит, состоит в правильном повторении усвоенного. Если действие ошибется, сознание его поправит. И чтоб никакого самоуправства.

Субъект доволен: он говорит о коммуникации. Но к коммуникации он уже опоздал. И упорно продолжает называть коммуникацией следы, ею оставленные. Лучше бы он совершенствовался в установлении контакта или осуществлении взаимодействия. Этому хоть можно научиться в обычном тренировочном режиме.

Коммуникации не учат. В нее можно влететь случайно (и этого не заметить). Ее можно практиковать, если ты ей соразмерен. Нужен талант и подготовка. Попробуйте поизучать опыт великих коммуникаторов всех времен и народов. Любая предметная область появилась благодаря таким людям. И Ваша - тоже.

Плюс коммуникация

В развитых странах давно уже смекнули (я не говорю о Востоке - это дело тонкое), что борьба за ресурсы не самый подходящий способ выйти из пороговой ситуации. Поэтому там в чести коммуникаторы (те, кто коммуникацию практикует персонально) и коммуникационный сервис (службы и специалисты, повышающие коммуникационный потенциал места и действия - повышающие вероятность того, что коммуникация таки произойдет). У них считается правилом любой проект, любое предпринимательское или инновационное действие сопровождать коммуникационным сервисом. Или нанимать коммуникатора, но это дорого стоит.

Действие плюс коммуникация. В эффективности этой связки там у них уже не сомневаются.

Предполагаете ли Вы совершить действие, к которому необходимо коммуникационное сопровождение? Если нет, то забудьте о коммуникации.

Коммуникативный - коммуникационный

Всем ясно, чем различаются выражения: "государь" и "милостивый государь". Магия слов. Мне легко определить, имеет ли человек какое-нибудь отношение к коммуникации, по частоте употребления им слов "коммуникативный" и "коммуникационный". Первое для меня означает дополнительную к основной характеристику объекта или явления. Дополнительную, а не основную. Второе означает как раз основную характеристику. Например, "коммуникативное действие" преследует какую-то свою цель, "коммуникационное действие" имеет единственную цель - коммуникацию. Когда говорят: "коммуникативный человек", имеют в виду его общительный характер, контактность и способность к взаимодействию. И не более. Когда говорят: "коммуникационный проект", имеют в виду замысел, для реализации которого нет ресурсов, и что ресурсы будут добываться в особо изощренной форме.

Я - коммуникатор

Я могу учить коммуникации, потому что дерзнул заняться коммуникационной практикой, и у меня получилось. Не из-за скуки, а из-за того, что я осознавал некоторые ситуации как пороговые, и пытался их пробить цивилизованным способом. Не всегда это удавалось, но позитивный опыт у меня уже есть. Жду, когда мне под руку подвернется способный экземпляр, чтобы передать ему art и zen.

А еще я могу готовить специалистов для коммуникационных служб. Для этого годится любой (не обязательно коммуникативный) человек. Лишь бы это был не урод и инвалид. Здесь не нужен art и zen, а нужны коммуникационные технологии.

Коммуникационные технологии

Технологии - вещь хорошая, хотя бы потому что это свершившийся факт. Идея технологии, инфицированная от железа, пропитала человеческое сознание и отпечаталась в структуре социальных отношений. У нее большое будущее и долгий век жизни. То же в свое время случилось с наукой. Причина проста. Технологии, как и наука, не требуют от человека расставания с субъектностью и взваливания на себя персональной ответственности за персональные решения. Такое в человеческом обществе всегда принималось на ура.

Развертывание коммуникационных технологий - это возможность цивилизованного противодействия разрушительному инстинкту приватизации и привлечение к этой работе людей, которые блюдут самоуважение, а в действии предпочитают повторение созиданию. Здоровая основа для профессиональной деятельности и подготовки специалистов.

Коммуникационный проект

В коммуникационном проекте, в котором я занят сейчас вместе со своими коллегами, наступила некоторая ясность и проявились контуры коммуникационной технологии, которая является основой проекта. Но это частный случай, как и всякий коммуникационный проект. Со стороны, интересуясь коммуникацией, понять это невозможно и неприятно. Эта схема имеет смысл для тех, кто ведет свой коммуникационный проект или намерен это сделать.

Схема имеет следующий вид:

- проект должен быть автономен и независим от других проектов по части целей и задач; если вы рассматриваете его как часть какого-то большого проекта, то будете вынуждены работать в структурах кооперации и координации, а не коммуникации, лежащих в основе проекта;

- должно быть соблюдено структурное подобие рабочей группы и проекта - каждый участник проекта точно так же независим и автономен;

- ситуация развертывания проекта должна быть оценена как пороговая, то есть не обеспеченная соответствующими проекту ресурсами; 

- традиционные организационные ресурсы, основанные на структурах кооперации и координации, должны быть признаны недостаточными для вашего проекта;

- первая точка перелома: нужно отказаться от традиционных организационных средств и искать другие; сделать это нужно рефлексивно (чтобы не питать иллюзий по поводу реалистичности проекта) и сознательно (принять персональное решение об отказе - всем членам рабочей группы; кто не сделал этого, тот, по факту, отсутствует в рабочей группе и выполняет другие функции в проекте);

- теперь можно выйти в коммуникационное пространство - с проектом и персонально; делается это просто (на словах): нужно быть презентативным, то есть предоставить себя другим как безвозмездный специализированный ресурс; нужно рассматривать контрагентов, с которыми установлена связь, как суверенных и автономных; здесь и происходит то, что большинство считает коммуникацией - контакты, взаимодействие, продуктивный обмен идеями, знаниями, настроениями, энергетикой;

- затем нужно осуществить контакт и взаимодействие с избранными локусами коммуникационного пространства, используя собственные внутренние техники привлечения внешних возможностей (некоторым нужно почитать стихи и погулять в лесу, другим нужно уйти в запой или загул - сколько людей, столько и внутренних техник);

- нужно провести соответствие между целями коммуникационного проекта и увиденными внешними возможностями; по существу это работа онтологическая - нужно в новом расширенном контексте заново ответить на вопрос о смысле проекта, о статусе его существования, а не о его эффективности и реализуемости;

- вторая точка перелома: нужно отказаться от конкретных задач проекта и (о, ужас!) пересмотреть цели проекта в связи с обновленным видением внешнего контекста; помните что коммуникационный проект есть явление суверенное, но отнюдь не табуированное;

- нужно увидеть и инвентаризировать ресурс (лучше иметь заведомо избыточный список), который изменит проект; надеюсь, понятно, что типология ресурсов бесконечна, и она зависит от специфики проекта и предпочтений его рабочей группы; расстаньтесь с брезгливостью и высокомерием, забудьте свои фетиши и любимые игрушки; не тешьтесь своим профессиональным и личностным опытом; кое-чему придется научиться с нуля для того, чтобы привлечь ресурс;

- нужно хорошо подготовиться к привлечению возникающего ни из чего ресурса, внеся в проектную концепцию соответствующие и осмысленные изменения; торг здесь не уместен - без стона расставайтесь с отжившими частями проекта; можете их подарить, заложить в ломбард или сделать диссертацию;

- торможение: не забывайте, что коммуникация не самоцель, а эпифеномен и сервис; нужно вовремя вернуться на уровень структур координации и кооперации, возобновить организацию продуктивной части проекта и двигаться дальше; после недолгой тренировки Вы научитесь осуществлять переломы и торможения параллельно;

- работы идут, но нужно ждать следующего звонка: наступит момент, когда ситуацию в проекте нужно опять увидеть как пороговую и готовиться делать коммуникацию; в идеале коммуникационное сопровождение проекта должно быть всегда активизировано, если Вам удается не путать одно с другим.

Помните, что проект есть всего лишь форма организации продуктивных процессов; проект безразмерен (параметрические характеристики есть только у продуктивной части) и бесконечен (конечны результаты и продукты труда, которые время от времени вылетают из проекта). Не беспокойтесь о проекте. Вы нацелены на результат, который достигается работой, а уж потом - формой ее организации. Форма организации может сделать эту работу более легкой и более эффективной. На свете есть множество вещей, для которых не требуется проектная форма организации. И на свете есть множество вещей, для которых не требуется коммуникационное сопровождение.

Хотите ли Вы делать коммуникацию?

Ответ не может быть дан словами. Вы должны включиться в проект, который обречен на нехватку ресурсов. В российских условиях это сделать несложно. В ходе работ Вы должны контролировать себя - быть коммуникационными, а не коммуникативными (второе - не исключается, хотя часто мешает быть коммуникационным). Вы должны оценить сделанное и описать сделанное в технологических схемах. Вы должны приписать к каждому этапу технологического развертывания знания, умения и навыки, необходимые для этого развертывания. А затем уже рассуждать о позициях, экранах, досках, планшетах и прочих забавах субъектности. Нехило?

Хотите ли Вы делать коммуникацию? А потом думать о том, как учить этому других?

P.S. Нетрудно догадаться, что коммуникационный менеджмент я понимаю как управление деятельностью вообще (и продуктивными процессами в частности) посредством коммуникационных проектов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий