К сожалению не получилось принять участие в недавнем вебинаре Сергея Тимкина. Задним числом даю свой feedback.
Если резюмировать основную мысль Сергея Тимкина, MOOC вышли за рамки проектов отдельных университетов и их консорциумов и превращаются в «движение» – образовательные проекты национального уровня, решающие задачи отработки организационных и финансовых моделей он-лайн образования с прицелом на выход на глобальный рынок. Последнее, пожалуй, наиболее важный момент. И здесь очень важно понимать, какую акцентуацию имеет этот «выход».
С
этой точки зрения очень важным представляется замечание Ивана Травкина о том,
что необходимо учитывать, какие проблемы решают американские университеты с
точки зрения развития рынка трудоустройства. Осмелюсь предположить, что ведущим
мотивом здесь является выход на глобальный рынок трудоустройства. Вывод может
быть не очень очевидный, но основание для него у меня очень просты: при том,
что организационная и бизнес-модель пока оформились в очень общих чертах, уже
сейчас МООС отрабатывают модели взаимодействия с работодателями (и «пиарят»
своих студентов).
Здесь
мне вспомнился пример с Михаилом Ломоносовым (см. здесь), который, отказавшись
от идеи посылать дворянских детей учиться за границу, «создал бессословный
университет в сословной стране». В основе МООС лежит та же идея открытости,
проницаемости границ, образования как важного института обеспечения социальной
мобильности и мобилизации (прошу прощения за тавтологию) интеллектуального
потенциала.
Если
мы смотрим на МООС-проекты под этим углом зрением, сразу станет очевидна
здоровая прагматичность сочетания идей «массовости» и «открытости». Это с одной
стороны, «фишка», которая обеспечивает мощную PR-волну (а значит, известность и
внимание общественности), а с другой – составляющие механизма привлечения и
отбора «качественного» студенческого контингента. (Сюда же можно отнести и «массовый
отсев», за который так критикуют МООС. Можно предположить, что это вполне
естественный механизм отсева наиболее мотивированных и способных
продемонстрировать высокую степени адаптивности).
Разумеется,
всё это в большей степени, лишь гипотетические умозаключения. Однако даже
гипотетичность не снимает вопроса о целях отечественных проектов-аналогов МООС.
Как отметил Иван Травкин, бросается в глаза, что американцы решают одни задачи,
исходя из своей ситуации, европейцы преследуют - другие. И мне почему-то
кажется, что и у тех и у других сфера интересов не замыкается на проблемы
монетизации. Для нас же слишком часто это вопрос первостепенный (что отчасти является
результатом проводимой на государственном уровне политики, а точнее, попыток
перевести финансирование инфраструктуры с государственных на коммерческие
рельсы).
В
обозначенном контексте сложно рассуждать о целях нашего российском «национального»
ответа на вызов МООС-движения. Инициировать нечто подобное только с целью «не отстать»,
как мне представляется, не совсем разумно. Коллеги обозначили в чате вебинара
вопрос о социальном заказе и нащупали вариант такого заказа: массовые открытые
курсы для абитуриентов для подготовки к ЕГЭ. Однако, как оказалось, «открытых»
материалов для подобного рода подготовки в Интернет более чем достаточно. ЕГЭ
стало и до сих пор является вызовом для всех «стейкхолдеров» институции
образования. Вызовом настолько серьёзным, что никого не приходится уговаривать
использовать современные технологии для решения связанных с этим проблем.
В
этом плане (использование механизмов открытости для удовлетворения социального
заказа) очень показателен пример названных Александром Андреевым наших отечественных
проектов. Bussinesslearning.ru создавался как часть московского проекта
по развитию предпринимательства. ИНТУИТ
в своё время организовывался Анатолием Шкредом как инициатива в сфере
подготовки ИТ-специалистов. Какую цель должен преследовать национальный МООС-проект,
пока остаётся под вопросом. МООС для
подготовки к ЕГЭ – очень здравая идея. Остаётся решить, какие задачи мы сможем
решать, закладывая в это проект механизм «массовости».
В
завершении хотелось бы сказать ещё об одном моменте. Мне глубоко симпатичны
энтузиазм и энергия, с которыми Сергей Тимкин взялся за продвижение «темы «национальных»
МООС в компетентных кругах. Однако давайте не будем забывать, что на Западе эти
масштабные проекты начинались с частной инициативы преподавателей и их групп.
Как мне кажется, они преследовали более конкретно-прагматичные цели.
Примерно
в той же логике работают некоторые наши коллеги. Конечно, потоковые лекции в
больших вузах более массовые, чем проводимые ими курсы. Однако в этих курсах
эти энтузиасты работают над созданием учебных сообществ, пытаясь понять, по
каким принципам «живут» подобные социальные общности, и какие социальные
эффекты этой жизни могут быть использованы для «прокачки» формального учебного
процесса. Думаю, любого грамотного педагога любая общность учащихся должна интересовать
именно с этой стороны. Почему-то именно сейчас, на волне интереса к сетевой педагогике
постепенно отходит на второй план вопрос то том, что «дистанс» это не только
механизм расширения географии платежёспособных клиентов, но и формирования распределённых
общностей учащихся, для которых мотивы получения «корочек» является мотивами
второго, а то и третьего плана.
Кстати,
Дафна Коллер почти всегда в своих выступлениях затрагивает аспект использования
МООС как экспериментальных площадок, которые позволяют собрать массивы «больших»
данных для изучения учебного процесса самыми современными технологиями
информационной аналитики. К сожалению, наши аксакалы очень часто ругают Дафну Коллер за искажение педагогических
подходов, не принимая в расчёт, что это не советский «образованец» (кстати,
термин ведённый диссидентом, очень много сделавшим для русской культуры), а учёный
в третьем поколении, чья инициатива «на коленках» выросла в глобальный проект,
взбудораживший мировую общественность…
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить> С этой точки зрения очень важным представляется замечание Ивана Травкина о том, что необходимо учитывать, какие проблемы решают американские университеты с точки зрения развития рынка трудоустройства.
ОтветитьУдалитьДа они давно уже все глобальном рынке. Я весной был на конференции. Выступал я лекцией профессор из элитной бизнес-школы в Финляндии. Оказалось, они очень активно работают с Южной Кореей.