Второй заход на курс, организованный г-ном Кухаренко, я надеюсь, будет более удачным. Выхлоп от предыдущей версии, где я в силу своей наивности и некой доли безответственности, посягнул на роль тьютора, имел место, но был уж больно... своеобразным. Сейчас я нахожусь в позиции «равного» ко всем участникам, что даёт мне некую свободу в определённых вещах, а главное – время на то, чтобы размышлять (избегаю слова «думать») над тематикой курса, избавившись от прессинга неразумно взятых на себя обязательств.
Пропустив вводные вебинары (но просмотрев их в записи) берусь за подведение итогов первых дней. Признаюсь, что задания выполнил формально. Но вот что сделал честно, ознакомился с отчётами и материалами участников (по состоянию на субботу 26 октября). Несколько заметок по этому поводу.
Порадовал блог коллеги Гущина. Если дело пойдёт так и дальше (и наша честнАя компания не наскучит Александру), блог рискует превратиться в неплохой образец он-лайн «учебного журнала» (What is a learning journal, pdf). Взял на заметку пару его постов: про контексты высказываний (1 и 2).
Порадовал блог коллеги Гущина. Если дело пойдёт так и дальше (и наша честнАя компания не наскучит Александру), блог рискует превратиться в неплохой образец он-лайн «учебного журнала» (What is a learning journal, pdf). Взял на заметку пару его постов: про контексты высказываний (1 и 2).
Иными словами, его содержания и контексты устраивают меня как очень разумные. От того, считаю весьма симптоматичным и показательным фиксацию им того, как суть и смысл практики он-лайн курирования обозначается администратором курса:
Здесь имеет место, ИМХО, некоторое смещение акцента. Да, практика курирования ориентирована на «настройку» персональной учебной среды на определённую предметную область. Но, вместе с тем, остаётся вопрос, что является конечной целью такой настройки. Поиск информации или поиск источников информации? ИМХО, не одно и то же.
Как отметил, Александр (недословная цитата): хочу найти сведения – пользуюсь поисковиками. Смысл курирования в поиске и отборе «авторов», которые будут удовлетворять установленным нами критериям «качественных» и «проверенных» «поставщиков» информации (Ну, и как вариант: самим становится таким поставщиком для других)
Приведённая выше цитата возвращает нас к заглавной теме этой недели «Роль куратора содержания». Здесь позволю себе переадресовать Вас к постам моего сетевого коллеги Ивана Травкина:
ONLINE CURATION
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО РЕФЛЕКСИЮ
Такое видение позволяет взглянуть на функции куратора шире, чем агрегация или «социальная» фильтрация в условиях веб 2.0. (значительное распространение социально-сетевых сервисов). Порождаемый ими лавинообразный рост массы пользовательского контента, выступает как решающий фактор зарождения и появления практики курирования. По замечанию Джорджа Сименса, «наши возможности генерировать и коллекционировать цифровую информацию продолжает расти быстрее, чем средства, позволяющие организовывать, управлять и эффективно использовать её». (Изображение взято из блога И. Травкина)
Джордж Сименс, активно занимающийся проблемами современного обучения, видит в кураторах учащихся-экспертов («A curator is an expert learner»): «вместо того, чтобы давать знания, он создает пространства, в которых знание может быть создано, использовано, и сопряжено». (Цит. по: Networks, Ecologies, and Curatorial Teaching).
”
|
Рассмотрим наш счастливый небольшой мир образовательного блоггинга. Некоторые участники были блоггерами в течение длительного времени (в частности, Стивен Даунс (Stephen Downes), Уилл Ричардсон, (Will Richardson) Джей Кросс (Jay Cross)). Через свои сети, они могут играть важную роль по руководству и направлению других к ресурсам и концепциям. Их опыт позволяет им поставить новые разработки в исторический контекст. Они помогают другим создавать сети... но они делают больше. Они служат в качестве кураторов идей, связей, философий и мировоззрений. Они создают рамки понимания и интерпретации истории, новых технологий и трендов через свою работу и публичный диалог.
|
В заключении, хочу обратиться к двум вопросам, которые возникали у нас ещё в прошлом варианте «КС». Один из них, заключается в том, должен ли являться куратор экспертом. В прояснении опять же обращаюсь к высказываемому Дж. Сименсом видению роли куратора. По словам Сименса, если я его правильно понял, куратор занимает некую промежуточную позицию между фасилитратором и экспертом (предметным?).
Эксперт
|
Куратор
|
Фасилитатор
|
«Те, кто сумели внести существенный вклад в некую область, расширить или углубить знания».
«Преподаватели: эксперты, наделённые властью, которая может быть свободно предоставлена учащимися в логике децентрализованной сети... или, может быть возложена организацией (напр, школой)».
|
«Кураторы играют жизненно важную роль в укреплении понимания, интерпретации и направлении. И не только в отношении контента. Концепции, идеи, перспективы... Кураторы не являются нейтральными... они имеют тозку зрения (или, по крайней мере, репрезентуют её – опытный куратор помогает другим осознать «фильтры», через которые они испытывают информацию или понятия). Кураторы, могут быть и экспертами и фасилитаторами, в зависимости от контекста».
|
- «Фасилитатор может указывать и направлять людей к ресурсам, но не обязательно должен быть экспертом. Фасилитатор выступает в качестве «смазки» для общения и обучения. Но он не может стать активным со-автором (контента и понимания) с обучающимися - роль, которую может взять на себя специалист».
- «Когда диалог, дискурс, или социализация важны, фасилитатор приобретает значимую роль».
|
И последнее. Прошлый наш заход на тему начался, в том числе, с вопроса, а в чём разница между блоггингом и он-лайн курированием. Рискну предположить, что блогер активно работающий в социальных сетях и он-лайн сообществах, а также активно использующий блог как инструмент такого участия, может назвать себя он-лайн куратором. Но это пока лишь предположение...
Комментариев нет:
Отправить комментарий