Часть 1. В погоне за эффективностью
Но мёд - это очень уж странный предмет...
Всякая вещь - или есть, или нет, -
А мёд (я никак не пойму, в чём секрет!)...
Мёд - если есть, то его сразу нет!
Всякая вещь - или есть, или нет, -
А мёд (я никак не пойму, в чём секрет!)...
Мёд - если есть, то его сразу нет!
Песенки Винни-Пуха, Б. Заходер
Думаю, обозначенная в эпиграфе ситуация знакома каждому уважающему себя
управленцу, так или иначе сталкивающемуся с проблемами корпоративного обучения.
И этот парадокс одинаково волнует заказчиков, организаторов и провайдеров
обучения, с той лишь разницей, что первые ищут доказательство эффективности (а
значит, и необходимости и нужности) затрат, а вторые озабочены инструментарием,
позволяющим сделать эти доказательства очевидными. Всё усугубляется тем, что
все они зажаты в очень такие крепкие тиски.
С одной стороны, довлеет архетип обученности: представление, что прошедший
обучение человек заведомо лучше (знает и понимает больше, работает
качественнее), чем необученный. С другой, опыт и реалии подсказывают, что это
не всегда так. Люди в силу индивидуальных особенностей обладают разной
обучаемостью. Это раз. Многое зависит от качества обучения: качественности
самого процесса, личности тренера, его знаний и опыта. Это два. И главное
– эффект от обучения требует закрепления, а значит, определённых условий
за пределами классной комнаты (или тренингового зала, кому как больше
нравится): от изменения требований к рабочему месту и процессу до поддержки на
уровне корпоративных коммуникаций. В итоге получаем такой гремучий набор
предпосылок и факторов, реализация и оптимизация которых в действительности
представляется практически невозможной. Но, как части этой самой
действительности, они существенно снижают КПД обучения сотрудников.
Бизнес как социальная сфера, обладающая потрясающим уровнем рефлективности и
адаптивности, сумела за относительно короткий промежуток времени значительно
изменить практики обучения, которым в принципе присуща максимально возможная
степень консервативность. Инкорпорация подготовки и обучения в бизнес-процессы
идёт медленно, но верно в сторону наращивания некоего подобия системности,
нацеленного на преодоление перечисленных выше факторов. Способов и методологий,
а также реально сложившихся вариантов практики «корпоративных учебных
центров» и «университетов» не счесть. Но общим знаменателем
всегда оставалась оптимизация и снижения ресурсоёмкости. Просто в силу того,
что философия и реалии управления бизнесом требуют исключать любые
необязательные или вовсе лишние активности, т.е. те, что не дают большого
выхлопа для создания стоимости и ценности для потребителей. Обучение же, по
определению, даже когда оно касается технологических и функциональных
процессов, попадает в категорию непроизводительных затрат.
Вот и ломают специалисты голову, как бы так обеспечить
«всеохватность» (по принципу, чем лучше информированы и обучены
сотрудники, чем более своевременную и уместную поддержку они получают, тем
конкурентоспособнее становится сам бизнес) персонала обучением, и сделать это
наименее затратным способом. Как мне представляется, мотивация второго рода при
этом является преобладающей. Утверждение, к сожалению, голословное и не
подкреплённое какой-либо статистикой опросов. (Что-то подсказывает, что
подобный опрос должен быть уж больно хитрым, чтобы не спровоцировать
респондентов на враньё). Оно попросту выведено из вышеочерченного расклада.
Апогеем такой инкорпорации стало появление смешанного обучения, когда в
формальное обучение активно включаются элементы eLearning. Последнее нередко
используется как вполне автономный формат, наряду с «классным»
обучением. Интернет технологии значительно усилили и диверсифицировали это
самое формальное обучение, сделали его более гибким. Они оптимально подходят
для практики обучения в крупных и распределённых компаниях. Положительный опыт
применения eLearning порождает стремление к расширению такой практики, что,
лично я, как сторонник ИТ, приветствую. Однако здесь же возникает опасность
впадения в одно заблуждение. И это напрямую связано с неформальным обучением.
eLearning при грамотном подходе позволяет значительно усилить
автономность обучения. Сотрудник, попадая в отлаженный и
работающий электронный учебный курс, получает возможность обучаться
самостоятельно. Здесь не всё так уж радужно, в силу всё тех же
субъективных факторов: не все сотрудники ловко орудуют ИТ, может произойти
пресыщение таким видом обучения, а применение мультимедиа диктует свои
требования к материалам и представлению информации в них. Однако большинство
характеристик систем eLearning (асинхронность и удалённость доступа к контенту,
автоматизированность функций и проч.) могут реально снизить затраты ресурсов на
сопровождение такого учебного процесса. И может создаться впечатление, что
затачивание функционала таких систем на поддержку самообучения
сотрудников самый правильный путь. И вот здесь и начинаются разговоры
о неформальном и коллаборативном обучении, о добавление к системам управления
обучения социальных сервисов. На ИТ начинают смотреть, как на технологическую
основу самостоятельного обучения сотрудников, начинают ломать голову над
вопросом как мотивировать сотрудников обучаться неформально,
приравнивая неформальное обучение к самостоятельному. Вот характерный пример
такой логики: «Хотя очень-очень хочется дать сотруднику в руки его
программу обучения и сказать - формируй и выполняй, устанавливая свой
план развития».
Поддаться этому соблазну очень легко. Прежде всего, потому что человек,
хорошо выполняющий свою работу, постоянно ищет возможности делать её
эффективнее и качественнее. И вся прелесть социальных сервисов в том, что они
позволяют разнообразить взаимодействие участников учебного процесса, делают
возможным для них помогать и поддерживать друг друга в процессе самостоятельной
работы. Такой подход уже доказала свою эффективность в формате
«смешанного обучения», неудивительно, что мы начинаем путаться в
понятиях.
Получается, что мы забываем о том, что логика неформального обучения лежит в
иной плоскости. Возможно, главным вопросом и останется вопрос о мотивации, но
звучать он будет иначе, нежели «как побудить работников самостоятельно
обучаться и взаимодействовать друг с другом при помощи ИТ». Скорее, он
будет звучать так: «как мы должны поощрять работников делиться знаниями в
программах обучения?». И самое сложное здесь в том, что необходимо
принять две простых вещи.
Первый: eLearning ознаменовало собой расцвет эры формального обучения,
эффективность которого теперь будет ограничена лишь гибкостью и креативностью
применения ИК-технологий. Главным средством её увеличения станет усиления
мультимедийности и интерактивности в процессе обучения.
И второе: неформальное обучение не совсем обучение, точнее не в том виде, к
которому мы привыкли. Прежде всего, потому что призвано решать принципиально
иные задачи. Если выражаться предельно кратко: формальное обучение направлено
на рост персональной личной эффективности и компетентности сотрудников.
Неформальное обучение призвано задействовать личные ресурсы сотрудников в
повышении командной и организационной эффективности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий