Он-лайн курирование: Актуальная практика работы в Сети

Текст моего выступления на Мастерской, организованной Владимиром Кухаренко. Первое он-лайн меропориятие Постсоветнета, затронувшее тему курирования контента (содержания).


Он-лайн курирование from Владимир Нюренберг


Добрый день, уважаемые коллеги! Рад приветствовать всех участников мастерской «Современное проектирование дистанционного курса». Хочу поблагодарить Владимира Николаевича за возможность выступить перед Вами. 

Для начала я сделаю несколько оговорок. Постарайтесь, по возможности, пока не очень фиксироваться и критично относиться к вводимым понятиям. В случае с любой новой практикой, да и не только новой, всегда есть риск возникновения терминологической путаницы. И случай с он-лайн курированием не исключение. Сразу предлагаю, для начала воспринимать используемые обозначения «он-лайн курирование», «курирование содержания» и «курирование контента» как синонимичные. Прояснению нюансов предлагаю оставить на потом, а некоторые терминологические неточности, совпадения и пересечения (если таковые будут замечены) – на первых парах, будем относить к «трудностям перевода» и не тождественности лексического строя русского и английского языков.

И второе. Я слегка скорректировал изначально заявленное название моего выступления «Он-лайн курирование как современная практика работы в Сети», заменив слово «современная» на «актуальная». И вначале хочу сказать несколько слов о том, в чём заключается актуальность, и почему я считаю он-лайн курирование именно практикой. Мои тезисы – это отчасти обобщение высказываемых западными Интернет-коллегами мнений и мыслей и фиксация моих размышлений на заданную тему и личного опыта работы в Интернет.

В большинстве публикаций по тематике курирования содержания его зарождение и актуализация связывается с феномен социальных сервисов и порождаемого с их помощью пользовательского контента различного качества и тематики. С одной стороны, всё это привело к тому, что в Сети теперь имеется разнообразная «информация», в которой, однако всё сложнее ориентироваться. Этот информационный шквал осложняет поиск релевантной информации даже с помощью достаточно продвинутых машинных алгоритмов. Они, к примеру, абсолютно не отфильтровывают дублированный контент. Наверняка, многим из Вас знакомы чувство усталости от «перещёлкивания» страниц «поисковиков» с осознанием того, что на странице номер 100 может быть нечто ценное и ещё не «уворованное» сайтами с рекламой.

Такой «информационный шум» порождает вполне естественное явление потери внимания и дезориентации. Именно этот феномен, кстати, умело используется СМИ для манипуляции аудиторией. Но сейчас не об этом. В условиях, когда информации порождается больше, чем когда-либо можно обработать и использовать, ценность даже самой качественной информации снижается. По той простой причине, что нечто важное, качественное или актуальное может оказаться «зашумленным» и ускользнуть от нашего внимания. Поэтому и появляется необходимость в том, чтобы кто-то проделывал работу по возвращению этой самой ценности. Эти «кто-то» и есть кураторы контента.

Это то, что касается вопроса актуальности. Теперь о практике. Мы «накоротке» обменивались с Владимиром Николаевичем мнениями на это счёт. Он склоняется к предположению, что мы можем говорить о курировании содержания как о новой профессии. Я не буду оспаривать это по той причине, что для того есть все условия и в перспективе так и может произойти. Есть люди, которые уже используют свои навыки анализа и экспертизы для заработка на специальных сервисах, давая рекомендации по самым разнообразным вопросам (какую книгу прочесть, на какой курорт лучше поехать и т.д.). Не исключено, что скоро появятся варианты монетизации рекомендаций в выборе и траекториях прохождения массовых открытых он-лайн курсов. Но пока это лирика. Сейчас же я предпочитаю смотреть на он-лайн курирование как на практику. То есть как на очень важную и значимую деятельность, у которой есть свой объект (информация), а также достаточно широкий арсенал средств и инструментов работы. И этот арсенал с успехом может использоваться представителями самых разных профессий для работы с информацией (вот пример трёх уже существующих профессий такого рода). Чтобы мой тезис стал совсем понятен: ответьте, можем ли мы считать профессией тайм-менеджмент? Наверное, нет. Хотя его инструментарий может использовать специалист в любой сфере.

Для меня он-лайн курирование деятельность именно такого рода. Со временем она может быть стандартизирована и закреплена институциональными нормами, т.е. превратиться в профессию, а пока она проходит этап своего становления. Подтверждение тому, царящий плюрализм мнений в определении того, что является ядром и содержанием этой деятельности. Авторы дают самые разнообразные трактовки, определяя суть подходов к курированию содержания. Очень популярно проводить параллели между он-лайн и музейным курированием. При этом мало кто утруждает себя анализом сходства и различий этих деятельностей. В основном проводятся очень общие параллели с общим представлением о них. Обсуждается сходство и отличие курирования от коллекционирования и агрегирования контента. Предлагаются самые разнообразные виды активности, которые, по мнению авторов, составляют сущность курирования. Каждый волен вкладывать в определение своё понимание и это, скорее, положительный момент. Но все сходятся в одном. В том, о чём я говорил ранее. Курирование имеет своей целью добавлять ценность к контенту.

Соответственно, важен вопрос о том, что значит это самое «добавлять ценность к контенту». Рохит Бхаргава, занимающийся обсуждением практики он-лайн курирования применительно к сфере маркетинга, говорит о том, что прежде всего такого рода активность должна воздерживаться от добавления нового «шума» в информационное пространство, а также добавлять структуру и осмысленность к какофонии информации.

Если ориентироваться на такое определение целей он-лайн курирования, а также плюрализм мнений относительно содержания этой практики, можно утверждать, что на данном этапе достаточно сложно определить её как некую макро-деятельность, имеющую конкретные цели и стандартизированный набор средств работы. Может быть уместнее смотреть на неё, как на широкую практику, охватывающую множество возможных действий в пространстве сети Интернет, ориентированных на просеивание, структурирование, контекстуальное и смысловое наполнение информации. Или иными словами, их можно охарактеризовать как осуществление интеллектуальной навигации.

Любая активность такого рода может основываться на совершенно субъективном представлении осуществляющего её пользователя Интернет о том, что является его задачами в этом плане. Одни могут вменять себе просто участие в социальной фильтрации контента, другие – выполнять более сложные действия по его преобразованию и трансформации, третьи – стараться осуществлять по возможности весь комплекс возможных действий по наращиванию ценности Интернет контента.

Я выделяю для себя несколько типов таких действий. Выделение этих типов ни в коей мере не претендует на классификацию. Это просто мой скромный вклад в прояснение представлений о том, как может строиться он-лайн курирование. Моё представление основано на понимании, что с Интернет контентом можно работать по-разному, добавляя ценность самыми различными способами.
Самый, так сказать, базовый уровень я обозначил как «отбор». Базовым я назвал его потому, что это своеобразная, если так можно выразиться, надстройка над персональным уровнем курирования, когда пользователь ищет информацию в соответствии со своими интересами или потребностями. Производя сканирование Интернет-пространства и агрегируя найденные ссылки и ресурсы пользователь так же может не просто создавать свои коллекции «источников» информации, но и делится лучшими из них, отбирая наиболее качественные ресурсы. Происходит своеобразная дистилляция информации, фильтрация массы контента и отчистка его от «мусора».

Куратор действует как коллекционер, отбирающий «произведения» уже имеющие некую художественную ценность. Естественно при этом он будет руководствоваться определёнными критериями качества и ценности (как объективными и субъективными). Сюда могут быть отнесены: уникальность, актуальность, энциклопедичность контента. Работая в данной логике, куратор держит фокус на определённой теме, что позволяет оставаться, что называется, «в курсе». При этом, создавая такие коллекции, куратор должен думать о том, как сторонние пользователи будут ориентироваться в предлагаемом им контенте. Он также по возможности должен снабжать найденные ресурсы и их коллекции аннотациями, в которых обозначается, в чём именно заключается содержательная ценность контента.

Определяющим для курирование по этому принципу является то, что оно не предполагает изменение (редактирование) исходного контента. Такая трансформация может происходить на следующем уровне, который я обозначил как «селекция». Сделал я это по аналогии с термином из растениеводства-животноводства. Здесь уже куратор не только отбирает качественные ресурсы, но «усиливает» их качества. В этом случае куратор старается не просто отредактировать контент, а трансформировать его, иногда переформатировать, с целью сделать более лёгким понимание и осмысление содержащейся в «исходнике» информации.

С определенными оговорками мы можем считать простейшим случаем курирования в логике селекции, перевод теста с иностранного языка. Сюда же можно отнести, например, работу по комментированию содержащейся в «источнике» информации. Эти комментарии по возможности должны иметь некий «энциклопедический» характер и дополнять информацию курируемого контента. Другим вариантом селекции является визуализация исходной информации через схемы, таблицы, диаграммы и проч.

Совершенно особым случаем «селекции» информации является добавление контекста. Это очень сложная работа, требующая отдельного разговора. Здесь же замечу, что она требует очень взвешенного подхода, предполагающего выделение исходной, аутентичной точки зрения, с которой даётся информации в трансформируемом источнике, а также указание контекста, в котором интерпретируются и оцениваются излагаемые факты и сведения. Такую работу мы можем назвать реконструкцией ментального ракурса, то есть размышлений или рассуждений под определённым углом зрения. Дальше куратор может развивать точку зрения. Это можно делать, добавляя так сказать аргументацию в её поддержку, подбирая кейсы и примеры, подтверждающие её. Куратор может также развивать исходную точку зрения, меняя ментальный ракурс, то есть меняя точку зрения и суммируя результаты такого движения.

И в первом, и во втором случае куратор должен очень точно обозначать позицию, с которой производятся рассуждения. Одни едут за границу, чтобы попутешествовать, отдохнуть и развлечься. Другие – на работу. Первые могут наблюдать экзотику из окна комфортабельного отеля или автобуса. Вторым приходится встраиваться в тамошние структуры повседневности и следовать принятым там требованиям и ограничениям. Это принципиально разные позиции. Из этого следуют принципиально разные точки зрения на то, с чем пришлось встретиться. И куратор, повторюсь, должен очень выразительно и чётко обозначать позиции.

В завершении очень коротко остановлюсь на характеристике последнего типа курирования, который я обозначил как «культивирование». Коротко, потому что представление о нём сформулировано, что называется «на кончиках пальцев» и очень много чего ещё предстоит доформулировать. Этот вариант курирования имеет место, когда определённая тема или феномен не очень широко представлена или, если так можно выразиться, раскрыта в информационных ресурсах Сети.


Разумеется, речь идёт о некой актуальной теме. В этом случае куратор работает не в логике поиска и отбора контента, а в логике поиска людей, которые разбираются в этой или в смежной теме. Его основная задача заключается не только в поиске таких людей, но и в их подключении к продуцированию контента различными способами. Это должен быть самый разнообразный (имеется в виду не только текстовой) медиа-контент.

Иными словами, работа по принципу культивирования предполагает, что куратор выполняет роль координатора распределённой экспертизы. То есть эксперты выполняют эту свою экспертную роль опосредованно, через самого куратора. Хорошим примером этого, на мой взгляд, является то, что делает Говард Рейнгольд. Он, являясь очень наблюдательным человеком, выделяет некую тенденцию влияния информационных технологий на социальные явления и процессы. Так было и с виртуальными сообществами, и со «смартмобами». Затем он находит людей среди создателей этих технологий и исследователей и пытается понять, почему возникают эти влияния и куда они приведут социум. Его неоспоримой заслугой является стремление увидеть новый феномен глазами самых разных специалистов.

Так, например, в случае с «умными толпами» он пытается разобраться с тем, какой потенциал имеют мобильные технологии для сотрудничества, и привлекает для этого специалистов из всех областей так или иначе причастных к изучению феноменов сотрудничества и конкуренции (политологов, социологов, эволюционных биологов и математиков, занимающихся «теорией игр»). Плюс к этому он создаёт он-лайн платформы, где все заинтересованные ведут блоги, отыскивая проявления этих социально-технологических феноменов в повседневной жизни.

Последний его проект называется «Равногогика». Его цель создание руководства для пользователей Сети, которые хотят использовать Интернет для самообучения. Пока мы спорим и обсуждаем реальность массовых открытых он-лайн курсов, Рейнгольд создаёт сообщество организаторов и участников таких курсов, которые делятся друг с другом своим опытом и впечатлениями, обсуждают ошибки и достижения друг друга. И в конечном итоге переводят всё это в конструктив, позволяющий им совместными усилиями совершенствовать свою практику. У меня есть подозрение, что такую деятельность можно считать новым уровнем в развитии курирования, которую авторы «Нетократии» назвали курированием социальных сетей.

2 комментария:

  1. Отличная статья! Я ее в закладки. Иду смотреть твое выступление и знаю уже, что не разочаруюсь. Молодец - четко, по смыслу...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Константин! Надеюсь, что другие коллеги также нашли это занимательным или полезным...

    ОтветитьУдалить