Примеры проектов сервисного обучения

Выяснив, какие принципы составляют основу формата сервисного обучения, а также какие факторы благоприятствуют или затрудняют его реализацию, обратимся к конкретным примерам. Эту тему планирую рассмотреть в несколько заходов:
1.дать описание нескольких простых примеров проектов СО (смотри текст ниже);
2. рассказать об общем ходе разворачивания типичного проекта СО на конкретном материале одного из них;
3. описать свой опыт участия в российском проекте, основанном на идее очень близкой к СО.

Проект: Еженедельные чтения для воспитанников детских садов.
Предмет: Родная речь (немецкий язык), изобразительное искусство.
Класс: 3-4.
Реализован: Начальные школы федеральной земли Саксония-Анхальт (Германия).
Учащиеся 4-х классов спланировали и провели в рамках занятий по выразительному чтению серию мероприятий по чтению сказок. В рамках подготовки проводилась тренировка чтецов и отбор сказок. На уроках изобразительного искусства были подготовлены рисунки по мотивам отобранных сказок. Также была продумана и проведена викторина по сказкам.

Проект: Создание аудиовизуального путеводителя для местного музея.
Предмет: немецкий язык, изобразительное искусство, история.
Класс: 5-13.
Реализован: начальная школа штата Мэн (США).
Учащиеся 3го класса отметили во время посещения местного музея трамваев недостаток информационного сопровождения экскурсии. В проекте учащиеся активно работали с музейным персоналом, художником, краеведческим обществом, звукооператором. В ходе проекта учащиеся могли применить на практике свои знания из следующих областей: биология (особенности аудио и визуального восприятия человека), история (история края и транспорта), немецкий язык (отличия устной и письменной речи, особенности их восприятия и понимания, написание кратких информативных текстов), изобразительное искусство (оформление флайеров и материалов для путеводителя).

Проект получил развитие за счёт нескольких альтернативных вариантов путеводителя, рассчитанных на различные группы посетителей: аудио путеводитель для слепых (в сотрудничестве с сообществом инвалидов по зрению), путеводители для детей, пожилых людей, для иностранных туристов.

Проект: С математикой через весь город.
Предмет: Математика, немецкий язык, изобразительное искусство, история, география.
Класс: 7-13.

Реализован: высшая школа Филадельфии (США).
Учащиеся 10го класса разработали и провели игровую викторину для младших школьников, имеющих трудности с математикой. Викторина представляет собой марафон с математическими заданиями, привязанными к различным городским объектам (зданиям, историческим местам, памятникам и т.д.). Разработанные материалы были опубликованы на национальном портале "Math Trail", где собраны методические разработки для изучения математики путём наблюдения за окружающим миром.

Это всего лишь малая часть примеров проектов, описанных в различного рода материалах по теме СО. Для меня важно было обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, каким разнообразным может быть акцент проектов СО на образовательные запросы / потребности локального сообщества Во-вторых, что проекты СО могут быть инициированы и реализованы на любой ступени школьного образования. Мне лично ближе идея активного использования этой методики в старшей общеобразовательной (как части концепции на этапе профильного обучения) школе.

В пользу такого подхода говорят исследования эффективности проектов СО. Согласно их результатам, такие проекты достаточно редко (лишь в случаях полного «резонанса» содержания практического проекта и предметного обучения) дают существенный прирост качества последнего. В больше степени они работают на повышение мотивации учащихся в отношении изучения какого-либо предмета, росту чувства самостоятельности и ответственности учащихся. Среди мотивов участия в таких проектах сами школьники очень часто указывают мотивы, связанные с профессиональным самоопределением: возможность на реальном материале понять специфику той или иной сферы социальной деятельности (педагогики, медицины социального обслуживания и т.д.), критически оценить свои возможности и устойчивость мотивации для работы в ней в будущем. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий