Доклад
Норины
Хертц об экспертах стал хорошим
завершением «содержательной» части курса. Здесь подняты
важные вопросы, о которых всем нам стоит задуматься. То, что лежит на поверхности,
констатировано ещё в старой народной (?) мудрости: человеку свойственно
ошибаться. Тут, наверное, можно вспомнить и о достаточно широко известном
высказывании Нильса Бора: «эксперт - это человек, который совершил все
возможные ошибки в очень узкой специальности». Или: не ошибается только тот,
кто ничего не делает» (в другом варианте – «тот, кто уже умер»). Продолжать можно долго.
Такой критический пафос может быть перенесён и на
деятельность «образователей» разного калибра (педагогов, учителей,
преподавателей, тренеров и проч.). Довольно не плохо это получалось у Ивана
Иллича, чей критический пафос в отношении образовательных институций созвучен
словам Норины Хертц. Но такую критику можно воспринимать по-разному и делать
совершенно противоположные выводы. Можно во весь голос заявлять о
несостоятельности экспертов. Или обратить внимание на обратную сторону:
принимая решения мы нередко чересчур полагаемся на экспертоФ, по сути, перекладывая на них ответственность,
отказываясь от неё («В недавнем эксперименте, группе людей провели
сканирование мозга магнитно-резонансным томографом в то время, как они слушали
речь экспертов. Результаты эксперимента удивляют. Когда участники эксперимента
слушали голос профессионала, части мозга, отвечающие за независимое принятие
решений, бездействовали. Абсолютно никакой активности»).